ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор-составитель программы, должность Адрес реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Корзинка умений» Соболева А.В., педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Таруса Калужской области Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького, д.24 Тел. 8(48435)21183 Вид программы Направленность Срок реализации программы Возраст детей Название объединения - по степени авторства: модифицированная - по уровню сложности – стартовая художественная 1 год от 6 до 12 лет Корзинка умений РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуального развития. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Направленность программы - художественная. Вид программы: - по степени авторства: модифицированная - по уровню сложности – стартовая Язык реализации программы: русский. Программа разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов: 1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; 2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ « внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р); 6) «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»); 7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); 8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»; Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Корзинка умений» создана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество», автора учебных пособий «Умные руки» (Издательство «Учебная литература», 2004г.) и типовой программы «Вышивание» под редакцией О. С. Молотобаровой (сб. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М., Просвещение, 1988) и дополнена разделами «Квиллинг» и «Работа с бумагой». Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Призваны ввести детей в яркий мир декоративно-прикладного творчества, познакомить с культурными ценностями своего народа, а также создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащихся с целью продолжения обучения. Актуальность программы обусловлена ее рациональностью и реалистичностью. Она предполагает формирование эстетических ценностных ориентиров и овладение основами творческой деятельности, помогает познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, даёт возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В отличие от существующих программ, «Корзинка умений» не ставит масштабных целей и задач, она лишь предваряет базовую программу, содержит небольшой ознакомительный набор изучаемых техник декоративноприкладного творчества. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Корзинка умений» заключена в том, что в ней обучающиеся знакомятся с самыми несложными, но доступными и красочными видами декоративно-прикладного творчества (аппликация из различных материалов, бумагопластика, лепка, пластилиновая живопись, работа с текстилем), что позволит вовлечь их в активную творческую жизнь, организовать досуг. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию. Она поможет обучающимся овладеть азами работы с бумагой, созданием плоскостных и объёмных аппликаций, поможет узнать много нового о пластилине. Раскрывая при этом творческие способности каждого обучающегося, программа поможет быть сосредоточенным и усидчивым, терпеливым и аккуратным, бережливым. Программа даст возможность вернуть детей к культуре, научить создавать изделия декоративно – прикладного искусства своими руками, и видеть результат своего труда. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Корзинка умений» предназначена для детей 6-12 лет, не имеющих предварительной подготовки и ограничений по здоровью. Младший школьный возраст – это особый период жизни, в котором ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью, характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 6-12 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаются необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Занятия по программе развивают моторику рук и усиливают тактильные ощущения, помогают развитию конструкторского мышления. При приёме в группу учитывается интерес и мотивация к данному виду деятельности. Наполняемость группы регламентируется Уставом учреждения. Предполагаемый состав групп: разновозрастные, численный состав обучающихся 12 – 15 человек, учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. Привлечение обучающихся в детское объединение, проходит в форме мастер-классов, рекламных объявлений, бесед с родителями. Уровень программы, объём и сроки. Дополнительная общеобразовательная программа «Корзинка умений» носит стартовый уровень. Сроки обучения 1 учебный год с объемом 144 часа учебной нагрузки, соответственно 4 часа в неделю. Форма обучения – очная. Режим занятий. Общее количество часов – 144 часа в год, 4 часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Особенности организации образовательного процесса. Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств обучающихся. Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий: лекция, игра-путешествие, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие. 1.2 Цель и задачи программы 1. Цель дополнительной общеобразовательной программы «Корзинка умений» развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству через увлечение декоративно-прикладным творчеством. Задачи программы. Обучающие: ознакомление с видами материалов, их свойствами; обучение практическим навыкам выполнения различных видов аппликации; обучение различным приемам работы с бумагой; обучение различным приемам работы с пластилином; Развивающие: формирование желания творить самостоятельно; умение эстетически подходить к любому виду деятельности; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка; Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности; воспитание уважения к культуре своего народа и своей Родины. воспитание общей культуры личности и активной жизненной позиции; воспитание общей трудовой культуры, взаимопонимание, умение работать в коллективе; 1.3 Содержание программы Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы всего теория практика аттестации/ контроля 1. Раздел 1. Введение в программу, 2 часа 1.1 План работы объединения. 2 2 История рукоделия. Техника безопасности. 2. Раздел 2. Работа с бумагой, 80 часов. 2.1 Аппликация из бумаги 10 2 8 Творческая 2.2 Квиллинг 50 10 40 2.3 Оригами 20 6 14 3. Раздел 3. Работа с текстилем, 30 часов. 3.1 Аппликация из ткани. 10 2 8 3.2 Аппликация из фетра. 10 2 8 3.3 Аппликация из ниток. 10 2 8 4. Раздел 4. Лепка, 30 часов. 4.1 Пластилиновая живопись. 14 4 10 4.2 Тестопластика. 16 4 12 2 ч. 2 144 2 36 5. Раздел 5.Итоговое занятие 5.1 Подведение итогов года. работа. Творческая работа. Творческая работа. Творческая работа. Творческая работа. Творческая работа. Творческая работа. Творческая работа. Выставка работ. 108 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение в программу. Теория: Общие требования к обучающимся. План работы и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при выполнении различных работ. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Выставка работ учащихся прошлых лет. Раздел 2. Работа с бумагой. Аппликация из бумаги. Теория: Основные группы аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Материалы и инструменты для работы с бумагой. Практика: Изготовление предметной аппликации: вырезание фигурок, приклеивание на основание (фон), оформление работы. Изготовление сюжетной аппликации: проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы. Квиллинг. Теория: История квиллинга. Использование бумажной филиграни для украшения различных предметов. Материалы и принадлежности. Как работать с бумагой, ножницами. Техника безопасности. Практика: Основные приемы работы в технике квиллинга. Основные формы: тугая спираль, капля, свободная спираль, изогнутая спираль, глаз, ромб, лист. Изображение цветов. Определение формы частей растений, количества, цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки. Сборка и оформление работ. Создание открыток с цветочными композициями. Составление эскиза. Перенос сюжета на бумагу. Выбор фона. Вырезание деталей и наклеивание их на основу. Оформление работы. Оригами. Теория: История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Практика: Базовые формы оригами. Конструирование моделей игрушек из плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой при помощи клея, при помощи щелевидных соединений «в замок», при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление круга на 2, 4 части. Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части путём сгибания и резания. Аппликация из геометрических форм. Изготовление объёмных открыток. Раздел 3. Работа с текстилем. Аппликация из ткани. Теория: Виды ткани для аппликации, технология подготовки ткани, инструменты. Последовательность работы. Практика: Изготовление предметной аппликации из ткани: подготовка ткани, вырезание фигурок, приклеивание на основание (фон), оформление работы. Изготовление сюжетной аппликации из ткани: подготовка ткани, проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы. Аппликация из фетра. Теория: Общие сведения о фетре. Особенности фетра. Цвет в изделии. Сочетание цветов. Тёплые и холодные цвета. Оттенки цветов. Дополнение – украшение. Практика: Технология выполнения плоскостной аппликации из фетра. Изготовление плоскостной аппликации из фетра: выбор сюжета, подготовка фона, вырезание деталей по шаблонам, наклеивание деталей. Оформление работы. Аппликация из ниток. Теория: Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея. Практика: Технология и изготовление аппликации из резаных нитей. Выбор сюжета, подготовка фона, прорисовка деталей. Заготовки прямоугольной формы; заготовки круглой формы; сборка изделия; художественное оформление работы. Раздел 4. Лепка Пластилиновая живопись. Теория: Свойства пластилина, технология рисования пластилином. Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике. Лепка из пластилина. Теория: Свойства пластилина, технология работы с пластилином. Практика: Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина, оформление, использование природных материалов для оформления. Лепка из соленого теста. Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Замешивание и обработка теста подручными средствами. Практика: Приготовление солёного теста, состав, свойства. Разработка эскиза изделия в цвете. Подбор декоративного материала для декорирования готовых сувениров. Лепка деталей. Сушка и обжиг, раскрашивание, лакировка. Оформление работ в рамки. 1.4 Планируемые результаты. Предметные результаты: учащиеся будут знать правила безопасности труда при работе с колющими и режущими предметами; учащиеся будут знать организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы; учащиеся научатся приемам ручной работы с текстилем и бумагой; учащиеся будут знать технологию работы с соленым тестом и пластилином; учащиеся будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; учащиеся будут знать правила личной гигиены при работе с различными материалами. Личностные результаты: у учащихся будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни; у учащихся будет сформирована потребность в самосовершенствовании; у учащихся будет воспитано чувство патриотизма. Метапредметные результаты: у учащихся будут сформированы навыки художественного творчества; учащиеся смогут последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и т.д.); у учащихся будут сформированы умения эстетически подходить к любому виду деятельности; у учащихся будут воспитаны аккуратность и умение работать в коллективе; у учащихся будет воспитано уважения к культуре своего народа и своей Родины. РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1Календарный учебный график п/п 1.1 2.2 2.3 Дата Тема занятия 1. Введение в программу. План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. 2. Работа с бумагой. Аппликация Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. Обрывная аппликация. Кол-во часов 2 2 80 10 2 2 2 2.5 Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Аппликация «Аквариум». 2.6 Аппликация «Цветы и бабочки». 2 Квиллинг История возникновения технологии бумагокручения - квиллинг. Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения. Основной элемент - ролл. 50 2 2 2.11 Скручивание элементов ролл, и выполнение элементов капля, лист. Техника изготовления цветочка. 2.12 Изготовление 3-5 цветочков и 3-5 листочков. 2 2.13 Изготовление основы для открытки. Сборка. 2 2.14 Элемент ягода - плотный ролл. 2 2.15 Скручивание элементов для изготовления винограда. Вырезание листьев, скручивание побегов. 2 Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия «Виноград». 2 Изготовление элементов глаз. Сборка цветов разной формы. Коллективная работа. Композиция «Цветы» 2 2.4 2 Форма занятия Беседа Мастер-класс Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Выставка. 2.7 2.8 2.9 2.10 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2 2 2 2 2 2 Беседа. Презентация. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Творческая мастерская. Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Практическое занятие. Выставка. 2.21 Изготовление листьев рябины в 2 цвета. 2 2.22 Изготовление ягод рябины – плотный ролл. 2 2.23 Сборка изделия. Осенняя композиция. 2 2.24 «Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовления снежинок. «Морозное кружево». Изготовление снежинок. 2 2 2.27 Выполнение элементов для изготовления новогодней ёлки. Элемент зелёная капля двух оттенков. 2.28 Сборка изделия «Новогодняя елка» 2 2.29 2 2.30 Изготовление игрушек для украшения елки. Завершение работы. Изготовление основы для открытки. 2.31 Декоративное оформление Новогодней открытки. 2 2.32 Оригами. История оригами. Базовые формы оригами. 2.33 Условные обозначения, применяемые в оригами. 2 2.34 Базовая форма треугольник. 2 2.35 2 2.36 Базовая форма «Катамаран». Модели из формы «Катамаран». Базовая форма треугольник. Полевые цветы. 2.37 Базовая форма квадрат. Пингвины. 2 2.38 Творческая работа «Лето». 2 2.39 Изготовление базовых форм оригами. 2 2.40 Составление композиции. 2 3.41 2 Выставка. 3.42 Декоративное оформление творческой работы. 3. Работа с текстилем. Аппликация из ткани. Понятие «аппликация» из ткани. 2 3.43 Правила пользования трафаретами и шаблонами. 2 3.44 Понятие «основа» и «фон». 2 Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 2.25 2.26 2 2 2 20 2 2 Беседа. Презентация. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 30 10 3.45 Плоская тканевая аппликация; 2 3.46 Объёмная тканевая аппликация; 2 3.47 Аппликация из фетра. Аппликация из фетра: «Смешарики». 3.48 Аппликация «Божья коровка». 2 3.49 Аппликация «Забавные лягушата». 2 3.50 Аппликация «Цветы для мамы». 2 3.51 Аппликация «Лесная дружба». 2 3.52 Аппликация из ниток. Аппликация из нарезанных ниток «Цыплёнок» 3.53 Аппликация из ниток «Попугай». 2 3.54 Декоративное оформление работы. Рамка. 2 3.55 Весенняя веточка – аппликация из ниток. 2 3.56 Бабочка – аппликация из ниток. 2 4.57 4. Лепка Пластилиновая живопись Здравствуй Весна-красна!- работа над фоном. 4.58 Здравствуй Весна-красна! - силуэты деревьев. 2 4.59 Космос - рисуем пластилином. 2 4.60 Космос - завершение работы. 2 4.61 Цветущая веточка вишни. Фон. 2 4.62 Цветущая веточка вишни. Веточка 2 4.63 Цветущая веточка вишни. Цветы 2 4.64 Тестопластика. История возникновения лепки из солёного теста. 4.65 Корзинка из соленого теста. 2 4.66 Раскрашиваем корзинку. 2 4.67 Что есть в корзинке? Лепка фруктов. 2 Практическое занятие. Практическое занятие. Выставка. 10 2 Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Выставка. 10 2 Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 30 14 2 Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 16 2 Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое 4.68 Раскрашиваем фрукты. 2 4.69 Черепаха. Магнит на холодильник. 2 4.70 Раскрашиваем черепашку. 2 4.71 Вскрыть лаком поделки из солёного теста. 2 5.72 5.Итоговое занятие Выставка работ. Подведение итогов за год. занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 2 2 Выставка. № 1 2 3 4 2.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Для занятий требуется помещение с хорошим освещением и вентиляцией, соответствующее требованиям САНПиН. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: Раздел или тема Дидактический Материальное Формы занятий программы материал оснащение занятий Вводное занятие традиционное Образцы работ, занятие программа занятий Работа с традиционное Образцы работ, Ножницы, клей, бумагой занятие, презентации, копировальная бумага, занятиетехнологические картон, цветная путешествие, карты, шаблоны ксероксная бумага, карандаши, краски, кисти, иглы для квиллинга. Работа с традиционное Образцы работ, Ножницы, нитки, текстилем занятие, презентации. текстиль в занятиеассортименте, фетр, путешествие клей Лепка традиционное Образцы работ, Соленое тесто, занятие, презентации, пластилин, бумага, занятиеэскизы, готовые картон, краски, кисти, путешествие изображения клей Информационное обеспечение: Раздел программы Тема № п/п 1 Введение в программу. 2 Работа с бумагой. План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. Аппликация бумаги. Квиллинг. из Цифровые образовательные ресурсы -Презентация «История рукоделия»; -Презентация «Детские работы»; -Презентация «Техника безопасности». -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Картонкино»; -Сайт «Поделки своими руками». -Презентация «Волшебница цветная бумага» -Сайт «Страна мастеров»; Оригами. 3 Работа с текстилем. Аппликация из ткани. Аппликация из фетра. Аппликация из ниток. 4 Лепка. Пластилиновая живопись. 16 -Сайт «Поделки своими руками». -Презентация «Волшебная филигрань»; -Презентация « Квиллинг детские работы»; -Квиллинг - схемы для начинающих. Мастер класс, фото. - Презентация «Квиллингизготовление основных элементов» -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; - Презентация «История искусства оригами» -электронные таблицы «Основные базовые формы»; -Презентация «Игрушки из базовых форм». -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -http://masterclasso.ru – мастер-классы-аппликации из фетра; -презентация «Аппликация своими руками». -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Аппликация из резаных ниток». -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Работы детей в технике пластилиновая живопись» Тестопластика. 5 Итоговое занятие. -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Тестопластика». Подведение итогов года. 2.3 Формы контроля Отслеживание и фиксация образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной программе «Корзинка умений» происходит в следующих формах: участие в конкурсах и результаты участия в конкурсах, журнал посещаемости, материал тестирования. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, конкурсы, открытое занятие. 2.4Оценочные материалы. I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм - высокий уровень – делает самостоятельно, - средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - низкий уровень – не может сделать. II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, соленого теста и других материалов, пользуясь инструкционными картами и схемами - высокий уровень – делает самостоятельно, - средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - низкий уровень – не может сделать. III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера - высокий уровень – почти полное совпадение изготовленных деталей с образцами; - средний уровень – имеются небольшие отклонения от размеров образца (несколько миллиметров) по одну сторону образца; - низкий уровень – значительные отклонения от данного образца как в одну, так и в другую сторону. IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике лепка; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы - высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне. Примечание: во время вводной диагностики 17 (в начале учебного года) этот параметр не оценивается. V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков • Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы. В – высокий уровень С - средний уровень Н - низкий уровень 18 Таблица оценки результатов освоенности образовательной программы № п / п ФИО обучающе гося Знание основных базовых форм Умение научаться следовать инструкциям, читать и рисовать схемы изделий Развитие мелкой моторики рук и глазомера Создание композиций с изделиями, развитие художественного вкуса, творческих способностей Формиров ание культуры труда и совершенс твование трудовых навыков 2.5 Методические материалы. При проведении занятий применяются следующие методы обучения: 1.Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, иллюстрациями, схемами); 2.Наглядно-демонстрационный; 3.Частично-поисковый; 4.Метод контроля (устный), т.е. анализ детских работ; 5.Практический. Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно- прикладного творчества разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки): 1. Работа с бумагой. 2. Работа с текстилем. 3. Лепка. Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для обучающихся. При освоении детьми той или иной техники задания должны нести в первую очередь нравственно-эмоциональную нагрузку. Необходимо поощрять в детях индивидуальность, творческое начало, воображение, изобретательность. Главное — придумать, а не изобразить. Сначала научить думать, а потом делать. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Создавая на занятиях условия для приобретения ребенком эмоций и используя богатство его эмоциональных состояний для развития воображения, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. 19 Любая тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ребенка. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и педагог должен создать ему эти условия. На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы. Занятия носят дифференцированный характер. Педагог предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства. 20 Список литературы: Литература для педагога. 1. Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г. 2. А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г 3. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва , 2008г. 4. Долженко Г.И.Сто поделок из бумаги – С, 2006. 5. Сборник методических рекомендаций к работе с бумагой – Н, 2007. 6. Цирулин Н.А., Проснянова Т.Н. Уроки творчества – С, 2005. 7. Соцкова А.Г. Открытки своими руками - Б, 2008. 8. С.В. Горичева., Нагибина М.Н. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина- Я, 2010г. 9. Лютиков А.Г., Жихарев Ю.А. Кружок Умелые руки - СПб: Терция, 2007 г. 10. Соколова С. Школа оригами - М, 2007. 11. Соколова С. Азбука оригами - М, 2007. 12. Хоменко В.А. Лучшие поделки - Х, 2009. 13. Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. 14. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 15. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- Просвещение, Москва, 1982 г. 16. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993. 17. Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2006. 18. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007 19. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с. 20. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с. 21. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с. 22. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с. Литература для обучающихся. 1. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г. 2. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2005 г. 3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литеро, 2005 г 21 4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. 5. Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г. 6. А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г 7. « Цветы оригами для любимой мамы» Сталкер. 2006г. 8. Л.Пицци «Фантазии из соленого теста» Мой мир. 2007г. Литература для родителей. 1. А. Лопатина, М. Скрабцова «Краски рассказывают сказки» М, «Амрита – Русь», 2006г 2. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных - СПб: Кристалл, 2006. 3. Оригами для всей семьи. Составитель Майорская Т. - Б, 2008 4. Хордина Р., Эстаделла П. Большая книга развивающих занятий длядетей - Б, 2009. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040 2. http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/ 3. http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php 4. http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.ht ml 5. http://moikompas.ru/compas/quilling 6. http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki 7. http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html 8. http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html 9. http://stranamasterov.ru 10. http://montessoriself.ru 11. http://origami.ru/ 12. http://www.origami-do.ru/ 13. http://student.km.ru/ 14. http://www.bestreferat.ru/ 22