ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор-составитель программы, должность Адрес реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука вокала» Артемова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Таруса Калужской области Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького, д.24 Тел. 8(48435)21183 Вид программы - по степени авторства - модифицированная - по уровню сложности – стартовая и базовая Направленность Срок реализации программы Возраст детей Название объединения Художественная Кол-во лет – 3 года Кол-во часов – 432 часов 5 - 16 лет «Музыкальная шкатулка» 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука вокала» имеет художественную направленность и предназначена для организации обучения эстрадному вокалу учащихся 5-ти -16-ти лет. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа направлена на приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, развитие вокальных данных. Занятия по программе обеспечивают возможность учащимся активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности в совокупности всех компонентов (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука вокала» является модифицированной, по уровню реализации является разновозрастной и реализуется на стартовом и базовом уровнях. Актуальность разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука вокала» определяется Концепцией художественного образования в Российской Федерации и связана с запросом государства на сохранение и развитие культуры и искусства в России, на формирование созидательной творческой личности. Одним из средств творческого развития личности является вокальное исполнительство. Вокальное исполнительство не просто приобщает к основам музыкальной культуры, но и формирует эстетические вкусы и пристрастия подрастающего поколения, обуславливает ценностное восприятие национальной культуры, создает базу для становления гражданской и личностной идентичности. В детском возрасте музыка и вокальное исполнительство являются средством развития эмоциональной, нравственной и, в целом, личностной сферы. Вокальное пение является наиболее массовой формой активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому пение – действенное средство формирования музыкальной культуры. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и музыка, которые обеспечивают комплексное воздействие на интеллектуальное и личностное развитие детей и предоставляют возможности для реализации их потребностей в исполнительской деятельности. Занятия вокальным исполнительством обеспечивают формирование системы знаний по охране голоса, развитию вокальных данных, технике и культуре исполнительства, в личностном плане обеспечивают развитие положительной самооценки себя как творческой личности, уверенности в собственных силах и творческого потенциала в целом. Педагогическая целесообразность реализации данной программы в работе с детьми и подростками обусловлена ее направленностью на углубление музыкальной подготовки учащихся и работу с одаренными детьми. Отличительные особенности программы При разработке программы были рассмотрены материалы: - программы дополнительного образования по эстрадному вокалу для учащихся 1-11 классов «Палитра детских голосов» (авт. Усачѐва Н.П.), -программы «Школа пения» (авт. Абт Ф., Москва, 2015 год), -программы по вокалу «Гармония» (авт. Медведь Л.Н. - педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска). Программа «Азбука вокала» способствует формированию музыкально-певческой культуры и ориентирована на развитие личностной основы овладения вокальными умениями в области эстрадного пения. Содержание программы «Азбука вокала» построено на использовании репертуара эстрады. Важное значение при развитии вокальных способностей имеет правильное дыхание. В основу программы «Азбука вокала» положено формирование певческого дыхания учащихся по дыхательной гимнастике А.С. Стрельниковой. В качестве методики формирования вокальных способностей в программе используется подход М.И.Глинки. Адресат программы Программа ориентирована на обучение детей и подростков в возрасте 5-ти 16-ти лет. К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения. Важное значение вокала в развитии детей дошкольного возраста связано с положительным влиянием на развитие речи ребенка, поскольку обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом; оно требует более четкой артикуляции со стороны учащегося. У младших школьников (7 – 9 лет) формируется учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития, от их готовности к чуткому отклику как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия педагога. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе. Голоса детей 10-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь ведется кропотливая работа над воспитанием культуры звука, овладением различными манерами эстрадного пения, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления. Подростковый возраст (точные возрастные ограничения не установлены, в силу индивидуальных особенностей каждого ребенка)– это возраст интенсивного формирования нравственных ориентиров, представлений, убеждений, принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности. С психологической точки зрения этот возраст определяется как возраст общения. Центральным психологическим новообразованием данного возраста выступает возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им идентифицировать себя со взрослыми, находить образцы для подражания. Оценка и самооценка – доминирующее звено психической жизни подростка. Занятия вокалом становятся средством самовыражения и самоопределения подростков, удовлетворения потребностей в признании их индивидуальности. Объем и срок освоения программы Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука вокала» рассчитана на 3 года. Общий объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука вокала» составляет 432 часов аудиторной нагрузки: 1-ый год обучения – 144 часа, 2-й, 3-й года обучения – по 144 часов. Формы обучения и виды занятий Основной формой организации обучения групповые, в подгруппах предназначены для работы с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио, квартетами и др.) или с детьми, имеющими определѐнные трудности в усвоении программы индивидуальное занятие, проводимое как в традиционной, так и в нетрадиционной форме (занятие с элементами игры (для дошкольников и младших школьников), занятие - репетиция, занятие- концерт и др.) Виды занятий в программе «Азбука вокала» представлены традиционно: вводное занятие, занятие-изучение нового материла, комбинированное, итоговое занятие. Программой предусмотрено участие детей и подростков в концертной деятельности, конкурсном движении, в фестивалях, смотрах. В случаях возникновения непредвиденных обстоятельств в условиях вынужденных мер традиционное очное обучение по программе реализуется с применением дистанционных образовательных технологий с помощью WIBER. Обучение с применение дистанционных технологий осуществляется в on-line (вебинары, видеоконференции, чаты) и off-line формах (обучающие видео-, аудио-материалы, мастер-классы, презентации, текстовые документы, учебные консультации. Режим работы Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45минут. При обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность занятия сокращается для учащихся 7-15 лет до 30 мин., для дошкольников - до 20 мин. 1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Цель: формирование и развитие музыкально-певческой культуры обучающихся средствами вокально-эстрадного пения. Задачи: Обучающие: - расширение представлений учащихся о вокальном пении, его видах, жанрах, техниках; - формирование основ музыкальной грамоты; - формирование и развитие певческих умений (интонирование, дикция, певческое дыхание, напевность); - формирование сценической культуры; - формирование умения работать с фонограммой, микрофоном. Развивающие: - развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; - развитие диапазона голоса и постановка голоса; -формирование музыкального вкуса. Воспитательные: - формирование ценностного отношения к музыкальному эстрадному искусству и познавательной мотивации к занятиям эстрадным вокалом; - воспитание ценностного отношения к себе и результатам своего труда; - формирование личностного смысла у учащихся в освоении программы. 1.3 Содержание программы Учебный план № Название тем 1 год Старто вый Количество часов 2 год базо вый Количество часов 3 год базо вый Количество часов Теор. Пр. Всего Теор. Пр. Всего Теор. Пр. Всего Форма контроля 1 Вводное занятие 1 1 2 1 1 2 1 - 1 Беседа-опрос, наблюдение 2 Вокальная работа 26 42 68 17 35 52 8 20 28 Упражнения 3 Музыкально-теоретическая подготовка 14 20 34 18 29 47 17 43 60 4 Концертно-исполнительская деятельность 14 24 38 10 31 41 15 38 53 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей. Тестирование. Упражнения. Исполнение произведений 5 Итоговое занятие - 2 2 - 2 2 - 2 2 Отчетный концерт. 6 Итого 55 89 144 46 98 144 41 103 144 Учебный план 1-го года обучения № Название тем Количество часов Теория Форма контроля Практика Всего Введение в программу Правила охраны голоса, профилактика История певческой культуры Знакомство с голосовым аппаратом 1 1 2 2 2 4 Беседа-опрос 2 3 5 Упражнения 2 4 6 5 Постановк а корпуса 2 5 7 6 Детские песни в нашей жизни 3 6 9 7 Певческая установка. Дыхание Вокальная позиция Звуковедение 2 3 5 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении Исполнение произведений Беседа-опрос Упражнения 3 4 7 Упражнения 2 3 5 10 Дикция. Дикция вокальных звуков 11 Развитие музыкальног о слуха, музыкально й памяти 12 Основы музыкальной грамоты. 2 5 7 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Скороговорки Передача в исполнении 2 4 6 Исполнение произведений 3 4 7 Тестирование. Передача в исполнении 1 2 3 4 8 9 Беседа - опрос Ритм 13 Типы голосов 1 2 3 14 Народное творчество 3 5 8 15 Лад Мажор и Лад Минор 16 Жанры вокальной музыки 17 Резонатор 2 3 5 - - - 1 2 3 Упражнения 18 Регистры 2 3 5 19 Композиторы классики 3 3 6 20 Тембр 2 2 4 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Исполнение произведений 21 Отчетный концерт/участие в различных мероприятиях/ко нкурсах Итого 15 25 40 66 144 55 Исполнение произведений Тестирование. Передача в исполнении Исполнение произведений Учебный план 2-го года обучения № Название тем. Теория Практика Общее количе ство часов 1 2 6 8 Форма контроля 1 2 Вводное занятие. Правила охраны голоса, профилактика 1 2 3 История певческой культуры Знакомство с голосовым аппаратом Постановка корпуса 2 3 5 1 4 5 2 5 7 Упражнения 6 Детские песни в нашей жизни 3 6 9 7 Певческая установка. Дыхание 2 5 7 8 Вокальная позиция 2 2 4 9 Звуковедение. 3 3 6 10 Дикция. Дикция вокальных звуков 11 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 12 Основы музыкальной грамоты. Ритм 13 Типы голосов 2 4 6 1 2 3 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Упражнения Передача в исполнении Исполнение произведений Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении, скороговорки Исполнение произведений 1 3 4 Беседа - опрос. 1 2 3 Беседа-опрос 4 5 Беседа – опрос. Беседа, опрос Тестирование. Передача в исполнении Исполнение произведений 14 Народное творчество 3 5 8 15 Лад Мажор и Лад Минор 1 2 3 16 Жанры вокальной музыки 17 Резонатор 2 3 5 1 2 3 18 Регистры 2 3 5 19 Композиторыклассики 3 3 6 20 Тембр голоса 1 1 2 21 Отчетный концерт/участие в различных мероприятиях/конк урсах Итого 10 33 43 50 94 144 Упражнения, передача в исполнении Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении Исполнение произведений Исполнение произведений. Опрос тестирование. Прослушивание аудиозаписей. Тестирование. Передач в исполнении. Учебный план 3-го года обучения № Название тем. Теория Вводное занятие Правила охраны голоса, профилактика История певческой культуры Знакомство с голосовым аппаратом 1 1 5 6 1 2 Практика Общее количе ство часов 1 1 2 Форма контроля Беседа. Опрос. Беседа-опрос 1 2 3 Упражнения 1 3 4 Постановка корпуса 1 6 7 Детские песни в нашей жизни Певческая установка. Дыхание Вокальная позиция Звуковедение. 2 4 6 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении Исполнение произведений 2 5 7 Беседа-опрос Упражнения 1 1 2 3 3 4 10 Дикция. Дикция вокальных звуков 11 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 12 Основы музыкальной грамоты. Ритм 1 5 6 2 4 6 Упражнения Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении. Скороговорки Исполнение произведений 3 4 7 13 Типы голосов 1 2 3 3 4 7 8 9 Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении 14 Народное творчество 15 Лад Мажор и Лад Минор 2 6 8 1 3 4 16 Жанры вокальной музыки 17 Резонатор 18 Регистры 19 Композиторыклассики 1 4 5 1 1 1 2 2 3 3 3 4 20 Тембр голоса 1 2 3 21 Отчетный концерт/участие в различных мероприятиях/конк урсах Итого 15 40 55 26 63 144 Исполнение произведений Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Тестирование. Передача в исполнении Исполнение Беседа-опрос Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Прослушивание аудиозаписей. Показ видеозаписей Концерт – смотр. Содержание программы 1-го года обучения Тема 1. Вводное занятие Теория. Цель, задачи занятий по программе «Азбука вокала». Особенности занятий по эстрадному вокалу. Правила поведения и техники безопасности на занятиях по эстрадному вокалу. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач программы "Азбука вокала". Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Практика. Прослушивание детского голоса. Прохлопывание показанных ритмических рисунков. Тема 2. Правила охраны голоса, профилактика. Теория. Правила охраны голосового аппарата. Значение соблюдения и использования правил охраны голоса для развития певческих умений. Правила профилактики голосового аппарата. Роль профилактических упражнений по охране голоса. Практика. Упражнения по охране и профилактике голосового аппарата. Тема 3. История певческой культуры. Теория. Истоки зарождения певческой культуры. Этапы развития певческой культуры. Практика. Пение музыкальных произведений. Тема 4. Знакомство с голосовым аппаратом. Теория. Строение голосового аппарата. Диафрагма. Назначение органов голосового аппарата при образовании звука. Роль органов голосового аппарата в исполнении музыкальных произведений. Охрана голосового аппарата. Практика. Визуализация строения голосового аппарата. Тема 5. Постановка корпуса. Теория. Постановка корпуса. Постановка корпуса вокалиста. Правила положения корпуса во время пения.Значение соблюдения правильного положения корпуса для исполнения музыкального произведения. Влияние положения корпуса на качествоисполнения музыкального произведения Практика. Упражнения на выработку правильного положения корпуса. Тема 6. Детские песни в нашей жизни. Теория. Жанры музыкальных произведений. Детские песни. Отличительные особенности детских песен от других музыкальных произведений. Композиторы детских песен. Особенности исполнения детских песен. Правила певческой установки. Артикуляция. Особенности артикуляции при пении. Практика. Беседы о творчестве композиторов. Разучивание детских песен. Тема 7. Певческая установка. Дыхание. Теория. Понятие певческой установки. Опорный звук. Мягкая атака звука. Легкий звук. Практика. Вокальные дыхательные упражнения. Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков. Пение музыкальных произведений. Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др. Тема 8. Вокальная позиция. Теория. Понятие вокальной позиции. Требования к позиции вокалиста. Практика. Изучение упражнений на выработку правильной вокальной позиции. Пение музыкальных произведений с соблюдением правил вокальной позиции. Тема 9. Звуковедение Теория. Правила звукообразования. Звукообразование гласных и согласных звуков. Отличительные особенности звукообразования гласных и согласных звуков. Приемы звуковедения. Практика. Пение закрытым ртом. Пропевание певческих гласные, певческих согласных звуков. Пение музыкальных произведений различными приемами звуковедения. Тема 10. Дикция. Дикция вокальных звуков. Теория. Знакомство с понятием «дикция». Способы формирования и установки четкой дикции. Приемы работы по исправлению неправильной дикции. Значение четкой дикции при исполнении музыкальных произведений. Практика. Разучивание скороговорок. Упражнения на развитие языка мягкого неба, глотки, нижней челюсти, губ. Овладение приемами правильного дикционного произношения вокальных звуков. Тема 11. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Теория. Музыкальный слух. Музыкальная память. Характеристики музыкального слуха. Приемы развития музыкального слуха. Объем музыкальной памяти. Отличительные особенности музыкальной памяти от обычной памяти. Тренировка музыкальной памяти. Практика. Упражнения на развитие речевого регистра. Звукоподражание животным, птицам. Тема 12. Основы музыкальной грамоты. Ритм. Теория. Знакомство с понятием ритм. Знакомство с нотным станом, ключом, нотами. Развитие чувства метра и ритма. Знакомство с понятием «гамма». Практика. Исполнение вокальных произведений. Тема 13. Типы голосов. Теория. Голос, его назначение. Определение различий между мужским и женским голосом. Типы голосов. Знакомство с понятиями «сопрано», «колоратурное сопрано», «бас», «тенор», «баритон». Характерные особенности типов голосов. Правила определения типа голоса. Практика. Прослушивание вокальных произведений в исполнении певцов с различными типами голосов. Определение типов голосов после прослушивания, аргументация ответов. Тема 14. Народное творчество. Теория. Общая характеристика понятия «Народное творчество». Календарные песни, заклички, игры. Отличительные вокальные особенности народного творчества. Практика. Разучивание календарных песен, потешек, прибауток, загадок, дразнилок, скороговорок. Тема 15. Лад Мажор и Лад Минор. Теория. Определения понятий «мажор», «минор». Отличительные особенности «мажора», «минора». Практика. Прослушивание и характеристика мелодий различного характера на определение лада. Пение произведений различного лада. Тема 16. Жанры вокальной музыки. Тема 17. Резонатор. Теория. Резонатор. Методы формирования ощущения резонаторов. Практика. Выполнение упражнений, основанных на «мычании», интонирование на звуке «М», «Н». Тема 18. Регистры. Теория. Выделение 4-х групп по типу преимущественного регистрового звучания (грудное звучание, микст, близкий к грудному типу, микст, близкий к фальцетному типу, чистый фальцет). Рекомендации по правильному исполнению. Практика. Исполнение рекомендуемых упражнений на выбор наиболее удобного для воспитанника регистра, так как регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Тема 19. Композиторы-классики. Теория. Беседа о творчестве композиторов-классиков. Краткий рассказ о музыкальных произведениях, сообщение о композиторе, их годы жизни, мировое признание. Практика. Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями. Исполнение вокальных произведений композиторовклассиков. Тема 20. Тембр голоса. Теория. Понятие «тембр голоса». Характер тембра, его зависимость от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. «Глухой», «звонкий» «ясный» тембр. Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу. Практика. Прослушивание и анализ вокальных произведений в исполнений голосом разного тембра. Исполнение музыкальных произведений, соответствующих тембру голоса воспитанника. 21. Итоговое занятие. Практика. Концерт для учащихся и их родителей. Содержание программы 2-го года обучения Тема 1. Вводное занятие Теория. Цель, задачи занятий по программе «Азбука вокала» второго года обучения. Формы вокальной музыки. Правила поведения и техники безопасности на занятиях по эстрадному вокалу. Практика. Повторение пройденного материала за первый год обучения (распевки, упражнения на дыхание и по постановке корпуса) Тема 2. Правила охраны голоса, профилактика. Теория. Правила охраны голосового аппарата. Значение соблюдения и использования правил охраны голоса для развития певческих умений. Правила профилактики голосового аппарата. Роль профилактических упражнений по охране голоса. Практика. Упражнения по охране и профилактике голосового аппарата. Тема 3. История певческой культуры. Теория. Этапы развития певческой культуры. Знакомство с певцами – классиками. Обсуждения по различиям между академическим, эстрадным и народным пением. Практика. Пение музыкальных произведений. Слушание произведений признанных исполнителей. Тема 4. Знакомство с голосовым аппаратом. Теория. Строение голосового аппарата. Диафрагма. Назначение органов голосового аппарата при образовании звука. Роль органов голосового аппарата в исполнении музыкальных произведений. Охрана голосового аппарата. Практика. Беседа о строении голосового аппарата. Тема 5. Постановка корпуса. Теория. Постановка корпуса вокалиста. Правила положения корпуса во время пения. Значение соблюдения правильного положения корпуса для исполнения музыкального произведения. Влияние положения корпуса на качество исполнения музыкального произведения. Практика. Выполнение сложных упражнений на выработку правильного положения корпуса. Тема 6. Детские песни в нашей жизни. Теория. Жанры музыкальных произведений. Детские песни. Отличительные особенности детских песен от других музыкальных произведений. Композиторы – классики детских песен. Особенности исполнения детских песен. Правила певческой установки. Артикуляция. Особенности артикуляции при пении. Практика. Беседы о творчестве композиторов. Разучивание детских песен. Музыкальные викторины. Тема 7. Певческая установка. Дыхание. Теория. Опорный звук. Мягкая атака звука. Легкий звук. Стаккато, легато. Практика. Выполнение более сложных вокальных дыхательных упражнений. Тема 8. Вокальная позиция. Теория. Расширенное знакомство с понятием «вокальная позиция». Практика. Изучение и апробация новых упражнений на выработку правильной вокальной позиции. Тема 9. Звуковедение. Теория. Правила звукообразования. Звукообразование гласных и согласных звуков. Отличительные особенности звукообразования гласных и согласных звуков. Приемы звуковедения. Практика. Пение закрытым ртом. Певческие гласные, и формирование певческих согласных звуков. Упражнения на образование правильного вокального звука. Тема 10. Дикция. Дикция вокальных звуков. Теория. Способы формирования и установки четкой дикции. Приемы работы по исправлению неправильной дикции. Значение четкой дикции при исполнении музыкальных произведений. Практика. Разучивание скороговорок. Работа над развитием языка мягкого неба, глотки. Работа над развитием нижней челюсти, губ. Овладение приемам правильного дикционного произношения вокальных звуков. Тема 11. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Теория. Музыкальный слух. Музыкальная память. Характеристики музыкального слуха. Приемы развития музыкального слуха. Объем музыкальной памяти. Отличительные особенности музыкальной памяти от обычной памяти. Тренировка музыкальной памяти. Практика. Упражнения на развитие речевого регистра. Тема 12. Основы музыкальной грамоты. Ритм. Теория. Расширенное знакомство с понятием ритм. Знакомство с нотным станом, ключом, нотами. Развитие чувства метра и ритма. Знакомство с понятием «гамма». Практика. Исполнение вокальных произведений с разным ритмом Тема 13. Типы голосов. Теория. Голос, его назначение. Определение различий между мужским и женским голосом. Типы голосов. Расширенное знакомство с понятиями «сопрано», «колоратурное сопрано», «бас», «тенор», «баритон». Характерные особенности типов голосов. Правила определения типа голоса. Практика. Прослушивание вокальных произведений в исполнении певцов с различными типами голосов. Определение типов голосов после прослушивания, аргументация ответов. Тема 14. Народное творчество. Теория. Отличительные вокальные особенности народного творчества. Календарные песни, заклички, игры. Практика. Разучивание более сложных по технике календарных песен, потешек, прибауток, загадок, дразнилок, скороговорок. Тема 15. Лад Мажор и Лад Минор. Теория. Отличительные особенности «мажора», «минора». Практика. Прослушивание и характеристика мелодий различного характера на определение лада. Пение произведений различного лада. Тема 16. Жанры вокальной музыки. Теория. Расширенное знакомство с понятиями «опера», «оратория», «камерная музыка», «оперетта», «джаз». Практика. Прослушивание музыкальных произведений и определение жанра музыки. Обсуждение различий между жанрами. Пение произведения выбранного жанра. Тема 17. Резонатор. Теория. Резонатор. Методы формирования ощущения резонаторов. Практика. Выполнение упражнений, основанных на «мычании», интонирование на звуке «М», «Н». Тема 18. Регистры. Теория. Выделение 4-х групп по типу преимущественного регистрового звучания (грудное звучание, микст, близкий к грудному типу, микст, близкий к фальцетному типу, чистый фальцет). Рекомендации по правильному исполнению. Практика. Исполнение рекомендуемых упражнений на выбор наиболее удобного для воспитанника регистра. Тема 19. Композиторы-классики. Теория. Беседа о творчестве зарубежных и отечественных композиторовклассиков. Краткий рассказ о музыкальных произведениях, сообщение о композиторе, их годы жизни, мировое признание. Практика. Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями. Исполнение вокальных произведений композиторовклассиков. Тема 20. Тембр голоса. Теория. Разъяснение характера тембра, зависящего от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. «Глухой», «звонкий» «ясный» тембр. Практика. Прослушивание и анализ вокальных произведений в исполнении голосов разного тембра. 21. Итоговое занятие. Практика. Концерт для учащихся и их родителей. Содержание программы 3-го года обучения Тема 1. Вводное занятие Теория. Цель, задачи занятий по программе «Азбука вокала» третьего года обучения. Особенности занятий по эстрадному вокалу. Правила поведения и техники безопасности на занятиях по эстрадному вокалу. Практика. Повтор пройденного материала. Тема 2. Правила охраны голоса, профилактика. Теория. Правила охраны голосового аппарата. Значение соблюдения и использования правил охраны голоса для развития певческих умений. Правила профилактики голосового аппарата. Роль профилактических упражнений по охране голоса. Практика. Упражнения по охране и профилактике голосового аппарата. Тема 3. История певческой культуры. Теория. Выразительные возможности пения. Плавная кантилена. Гибкий декламационный речитатив. Практика. Пение музыкальных произведений на заданную тематику. Тема 4. Знакомство с голосовым аппаратом. Практика. Выполнение упражнений на укрепление голосового аппарата, охрану и гигиену голоса. Тема 5. Постановка корпуса. Теория. Постановка корпуса вокалиста. Правила положения корпуса во время пения. Значение соблюдения правильного положения корпуса для исполнения музыкального произведения. Влияние положения корпуса на качество исполнения музыкального произведения. Практика. Упражнения на выработку правильного положения корпуса. Тема 6. Детские песни в нашей жизни. Теория. Особенности исполнения детских песен. Правила певческой установки. Артикуляция. Особенности артикуляции при пении. Практика. Беседы о творчестве композиторов. Разучивание детских песен. Тема 7. Певческая установка. Дыхание. Теория. Разучивание комплекса дыхательных упражнений А.С. Стрельниковой, Емельянова для занятий вокалом. Опорный звук. Мягкая атака звука. Легкий звук. Практика. Вокальные дыхательные упражнения. Тема 8. Вокальная позиция. Теория. Внутренний слух. Способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать ее образно – выразительный смысл. Практика. Изучение упражнений на выработку правильной вокальной позиции. Тема 9. Звуковедение. Теория. Основные приемы звуковедения. Музыкознание. Музыкальный размер. Практика. Пение закрытым ртом. Певческие гласные и формирование певческих согласных звуков. Тема 10. Дикция. Дикция вокальных звуков. Теория. Значение четкой дикции при исполнении музыкальных произведений. Практика. Разучивание скороговорок. Работа над развитием языка мягкого неба, глотки. Работа над развитием нижней челюсти, губ. Овладение приемам правильного дикционного произношения вокальных звуков. Тема 11. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Теория. Основные приемы развития музыкального слуха. Тренировка музыкальной памяти. Практика. Упражнения на развитие речевого регистра. Тема 12. Основы музыкальной грамоты. Ритм. Теория. Развитие чувства метра и ритма. Понятие «гамма». Виды гамм. Практика. Исполнение вокальных произведений. Тема 13. Типы голосов. Теория. Основные правила определения типа голоса. Практика. Прослушивание вокальных произведений в исполнении певцов с различными типами голосов. Определение типов голосов после прослушивания, аргументация ответов. Тема 14. Народное творчество. Теория. Общая характеристика понятия «Народное творчество». Календарные песни, заклички, игры. Отличительные вокальные особенности народного творчества. Практика. Разучивание календарных песен, потешек, прибауток, загадок, дразнилок, скороговорок. Тема 15. Лад Мажор и Лад Минор. Практика. Прослушивание и характеристика мелодий различного характера на определение лада. Пение классических произведений различного лада. Тема 16. Жанры вокальной музыки. Практика. Прослушивание музыкальных произведений и определение жанра музыки. Обсуждение различий между жанрами. Пение произведения выбранного жанра. Тема 17. Резонатор. Теория. Резонатор. Основные методы формирования ощущения резонаторов. Практика. Выполнение упражнений, основанных на «мычании», интонирование на звуке «М», «Н». Тема 18. Регистры. Теория. Выделение 4-х групп по типу преимущественного регистрового звучания (грудное звучание, микст, близкий к грудному типу, микст, близкий к фальцетному типу, чистый фальцет). Рекомендации по правильному исполнению. Практика. Исполнение рекомендуемых упражнений на выбор наиболее удобного для воспитанника регистра, так как регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Тема 19. Композиторы-классики. Теория. Беседа о творчестве зарубежных и классических композиторовклассиков. Краткий рассказ о музыкальных произведениях, сообщение о композиторе, их годы жизни, мировое признание. Практика. Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями. Исполнение вокальных произведений композиторовклассиков. Тема 20. Тембр голоса. Теория. Разъяснение характера тембра, зависящего от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. «Глухой», «звонкий» «ясный» тембр. Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу. Практика. Прослушивание и анализ вокальных произведений в исполнении голосом разного тембра. 1.4. Планируемые результаты Результаты Личностные Предметные Уровни обучения Стартовый(1 год обучения) Базовый(2 - 3 год обучения) - познавательный интерес к вокально- - устойчивая мотивация к занятиям эстрадному пению; вокально-эстрадным пением; -сформированное положительное отношение - ценностное отношение к музыкальнок музыке как части мировой культуры; певческой культуре; - дифференцированная самооценка своих - мотивация достижений. вокальных способностей. - знание техник вокального исполнения; - знание правил певческой установки; -знание понятий «стаккато, легато, фальцет»; -знание особенностей исполнения вокальных произведений народного творчества; - умение правильно дышать во время пения; - умение повторить заданный звук; - умение дать оценку своему исполнению с точки зрения дикции, интонирования, напевности; - умение выступать на сцене, пользуясь фонограммой и микрофоном. 23 - знание о типах голосов, дыхания; - знания о правилах поведения на сцене и умение их использовать на выступлении; - знание жанров вокальной музыки; - знание основ музыкальной грамоты; знание техник звукообразования (фальцетная, микстовая, грудная) и умения ей владеть; знание особенностей творчества современных композиторов и композиторовклассиков; - умение владеть дикцией при исполнении произведений, чисто интонировать; - умение владеть всеми видами звуковедения; - умение использовать знания о технике вокального исполнения во время выступления на сцене. Метапредметные - умение осуществлять пошаговый контроль при исполнении музыкального произведения; - умение сравнивать с эталоном собственное исполнение музыкального произведения; - умение выстраивать рассуждение о прослушанном музыкальном произведении; - адекватное восприятие оценки педагога. 24 - умение классифицировать музыкальные произведения по заданным параметрам; - умение оценивать уровень владения техническими приемами вокально-эстрадного пения; - адекватное понимание причин успешности (неуспешности) собственной исполнительской деятельности; - регулирование и корректировка своих действий в ходе выступления на сцене. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график Занятия по программе «Азбука вокала» проводятся в соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ТДДТ», годовым календарным учебным графиком и расписанием, утвержденным директором. Количество учебных дней определяется по производственному календарю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком ТДДТ в определяемый им период проходит комплектование групп 1-го года обучения, проведение родительских собраний. Календарный учебный график программы определяет изменения на каждый учебный год с учетом праздничных и выходных дней текущего учебного года, в нем закреплена база проведения занятий и форма проведения занятий. Календарный учебный график № Меся ц Числ о Время проведени я Колво часо в Названи Цель, е задач разделов и и тем. Плани Форма руемые контро резуль ля таты Содержание календарного учебного графика представлено в рабочей программе педагога. 2.2 Условия реализации программы Материально-технические условия Для успешной реализации программы необходимы материальнотехнические условия: • кабинет с зеркалом; • магнитофон и аудиозаписи для прослушивания; • аудиоаппаратура (колонки, микрофон); • компьютер(ноутбук) для работы с Интернет-ресурсами, демонстрации обучающих фото, видео материалов. для реализации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий имеются компьютер с выходом в Интернет, соответствующее программное обеспечение. Информационное обеспечение 1. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал 2. http://nsportal.ru/- Социальная сеть работников образования 3. http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 4. http://stranamasterov.ru/ - «Страна мастеров» - творчество для детей и взрослых. 5. http://ped-kopilka.ru/ - «Учебно-методический кабинет» - сайт для педагогов, воспитателей, родителей. 6. http://vocalmuzshcola.ru/ 7. https://ovocale.ru/ 8. http://smolokova.ru Кадровое обеспечение Программа реализуется силами одного педагога. Педагог имеет педагогическое образование, соответствующее требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Для реализации данной программы педагог должен владеть: - знаниями в области музыкальной грамоты, эстрадного пения и методики преподавания вокала; -знаниями психофизических особенностей детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста; -навыками организации индивидуальной работы детей; -методикой формирования элементарных метапредметных умений (действий контроля, оценки, планирования и анализа продуктов своей деятельности); - специальными методиками развития вокальных данных учащихся; -методами развития творческих способностей учащихся; -информационно-коммуникативными и здоровьесберегающими технологиями. Для оценки результативности программы педагог должен владеть умениями реализовывать психолого-педагогическую диагностику и анализировать полученные результаты. 2.3 Формы аттестации и контроля Средствами фиксации образовательных результатов выступают диагностические карты (Приложение №1). Отслеживание результатов образовательной деятельности, прогнозирования результатов обучении осуществляется методом педагогического наблюдения, предметных проб, анализа исполнительской деятельности учащихся. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, участие в конкурсах, фестивалях различных уровней, портфолио достижений учащегося. Формами определения уровня усвоения программы (аттестации) являются: - зачетное мероприятие «Первый аншлаг – посвящение в музыканты» (по окончанию первого года обучения); - технические зачеты (2 раза в год, начиная со второго года обучения); - участие в городских, областных, российских и международных конкурсах, фестивалях. 2.4 Оценочные материалы К основным способам определения результативности программы относятся методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, предметные пробы, анализ исполнительской деятельности, диагностические методики. Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки: - беседа по пройденному материалу; - самостоятельная работа; - выполнение практического или теоретического задания. Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. - анализ проделанной работы; - участие в массовых мероприятиях. Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год - персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии); - участие в итоговом отчетном концерте. В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий вокалом. В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год. 2.5 Методические материалы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука вокала» представляет из себя практический курс обучения детей навыкам вокально-эстрадного пения. Программа рассчитана на пять лет обучения. Тематическое построение программы имеет циклический вид. Каждый год обучения предполагает знакомство учащихся со следующими разделами: Содержание тем каждого раздела программы ежегодно пополняется и усложняется. В результате обучения учащиеся приобретают большой багаж знаний о приемах, техниках, способах вокально-эстрадного пения и сформированные исполнительские умения. Каждый год обучения начинается с комплексной вокальной подготовки. Подготовка и исполнение любого вокального произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокальноисполнительских умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушателей. Все это должно сопровождаться получением учащимися определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Выразительное художественное исполнение требует овладения детьми сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой вокальное пение воспитательного значения иметь не может. Владение вокальной техникой даѐт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокальноисполнительской технике относится совокупность научно обоснованных правил и приѐмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения. Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. К основным вокальным навыкам относятся: - звукообразование; - певческое дыхание; - артикуляция; - слуховые навыки; - дикция; - эмоциональная выразительность исполнения. Система вокальных упражнений строиться на основе следующих положений вокальной педагогики: - в процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также навык постепенного экономного выдоха с сохранением вдыхательного положения грудной клетки. Не следует набирать чрезмерно большое количество воздуха. Правильная организация певческого дыхания требует взаимосвязи отдельных частей голосового аппарата. Поэтому не следует увлекаться длительными изолированными дыхательными упражнениями (без пения); - начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот диапазона учащихся, идя постепенно по линии расширения зоны естественного, свободного (примарного) звучания, воспитывать светлое, звонкое звучание; - в вокальных упражнениях необходимо учитывать, что в певческой дикции главное заключается не в произношении гласных в их орфоэпическом виде, а в сохранении правильного певческого тона, звучанию которого подчинено произношение гласных. Для этого необходима нейтрализация (выравнивание, округление) произношения гласных в пении, что, в свою очередь, часто требует сохранения чистоты звучания безударной гласной. Использование гласных «и», «е» и слогов «ди», «зи», «ле» помогает выправлять недостатки поющих «затемненным», глухим излишне глубоким звуком, а гласные «у», «о» и слога «ду», «гу», «ку», «до»-поющих открытым, «белым» звуком. Наиболее благоприятны в дикционном отношении песни с таким текстом, который содержит большое количество гласных и согласных звуков, произносящихся с участием голосовых связок. Выработка вокальных навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах: а) установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокально-технического задания. б) сознательность в овладении вокальными навыками, то есть осмысление содержания, задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения упражнения. в) личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, а также демонстрации фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями. г) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи разнообразия упражнений и методических приемов. е) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос – огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его. Основной задачей занятий является обеспечение естественного, постепенного, спокойного формирования певческих навыков, развитие певческого голоса у обучающегося, не нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. В связи с этим очень помогает в работе фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Например, с помощью артикуляционной гимнастики почти у всех детей снимается челюстно-лицевой зажим, а некоторые дети на первых занятиях даже рот открывать не могут. Необходимо работать с детьми в соответствующем их индивидуальным особенностям диапазоне. При обучении по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Азбука вокала» используются методы вокальной педагогики. К ним относятся: концентрический, фонетический, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. Концентрический метод. Основоположником русской вокальной школы считается русский композитор и вокальный педагог М. И.Глинка, который в своей вокальной практике с целью развития певческого голоса первый применил концентрический метод. Этот метод можно считать универсальным, так как он лежит в основе методических систем различных авторов и используется, как для вокального обучения взрослых, так и детских голосов. Фонетический метод. Известно, что каждая фонема, слог или слово целостно организуют работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада одной и тоже фонемы создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосовых складок, что сказывается на тембре голоса. Специфика пропевания гласных заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембровой ровности звучания голоса. Округление гласных можно достигнуть через прикрытие звука во время пения, которое не следует путать с затемнением. Метод показа и подражания. В певческой практике следует различать: метод подражания вокально-технический; метод подражания художественноисполнительский. Используя эти методы, вокальный педагог должен умело владеть показом, используя различные регистры своего голоса. Методом показа и подражания художественно - исполнительских моментов, способов выразительности особенно не следует увлекаться. Целесообразнее прийти к ним методом воздействия на эмоциональную сферу поющего, заставив его прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающего пению. Метод подражания следует применять на первом этапе вокальной работы, так как с помощью подражания начинающий певец сможет целостно организовать голосовую функцию и сознательно закрепить то, что во время пения, внимание поющего направляется на запоминание мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, возникающих в этот момент. Метод мысленного пропевания. Метод мысленного или внутреннего пения один из основных в практической вокальной работе. Использование мысленного пропевания даже на первом этапе вокального обучения имеет смысл. В подобном случае этот метод выполняет роль активизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового эталона. Он подготавливает почву для более успешного вокального обучения, но не подменяет вокальную тренировку, так как научиться правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в процессе самого пения. Метод сравнительного анализа. Сравнивая различные образцы звучания голоса, поющий учится понимать и дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокального исполнения, отличать правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у него активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус. Все перечисленные методы не исключают, а взаимодополняют друг друга. С общедидактической точки зрения в них входят следующие методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа, обсуждение, объяснение, образные сравнения, оценка, анализ, вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.) и практические (метод повторения пройденного материала, отработка практических умений и навыков и др.). Обучение по программе строится по принципу однородных действий, который заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Очень важно закреплять из занятия в занятие приобретаемые знания, умения и навыки. Не менее важным является учет индивидуальных особенностей детей. Для расширения музыкального кругозора воспитанников предусмотрено знакомство с песнями различной тематики, народным творчеством. При обучении на данном этапе используются словесные методы: беседа, рассказ самих учащихся, творческие практические задания, связанные с поиском информации об истории создания песни, сведений об авторе и композиторе, их творчестве, о направлениях современного музыкального искусства. Воспитанники учатся выражать свое отношение к услышанному, описывая темп, характер и настроение музыки. Важная роль отводится обучению основам музыкальной грамоты. Для музыканта алфавит – это ноты, музыкальные символы, лексический запас музыканта – различные музыкальные интонации, правила построения предложений – это гармония и форма музыкального произведения. Занятия по основам музыкальной грамоты включают: -знакомство с музыкальными звуками, с их написанием (ноты), с их расположением на клавиатуре фортепиано; - развитие слуха, используя специальные упражнения на запоминание и распознавание различных музыкальных структур, таких как: гамма, трезвучие, интервал, аккорд, обращение аккорда, и т.д. - пропевание всего музыкального материала, находящегося в работе. В работе над формированием музыкальной памяти, чувства ритма большое количество времени отводится на упражнения. - знакомство с элементарными правилами голосоведения и тяготения. Исполнительская деятельность учащихся реализуется на различных мероприятиях и подготовке к ней. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями учреждения. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях. Занятия как правило начинают с распевания, которое выполняет 2-е функции: 1) Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе. 2) Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях. На распевание отводится в начале 8-10 минут, причем лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) используются различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать, на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Чаще всего для распевки берется изучаемый материал (обычно трудные места). Распевки даются в 3-4-5 тональностях (по полутонам) начиная со средней части диапазона, затем вверх и потом - вниз. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. Разучивание песни – следующий этап в структуре занятия данного блока. Разучивание предваряет небольшой рассказ о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали; если известна история создания песни, то ребят знакомим и с ней. Далее происходит показ песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение ребят к разучиванию — их увлеченность или равнодушие, вялость. Следом происходит разучивание и запоминание текста песни. Проводится словарная работа, в ходе беседы уточняется или поясняется смысл новых незнакомых воспитанникам слов. Применяется метод пофразного заучивания песни, при ее многочисленном повторении слова учатся сами собой. При знакомстве с музыкой уделяется внимание работе над ритмом. Длительность отсчитываем, используя следующие способы счета: - вслух пропеть ритмический рисунок; - простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни. При обучении на каждом этапе и при знакомстве с каждой темой на занятиях применяются приемы здоровьесберегающих технологий: физминутки, инструктажи и беседы о правилах охраны голосового аппарата, постоянный контроль за осанкой. Используемые здоровьесберегающие технологии: -Ритмотерапия. Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях можно применять музыкально – ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых). Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. -Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Для проведения занятий разработана методическая продукция: -тематическая папка «Творчество композиторов»; -тематическая папка «Распевки», «Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию»; -обучающие таблицы по музыкальной грамоте. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. / Ю.Б. Алиев.М.:Владос,2000.-336с. 2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение». О.А.Апраксина.-М.:Просвещение,1983.-224с. 3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.. / Н.А. Ветлугина.-М.:Флинта,2005.–230с. 4. Вопросы музыкальной педагогики: сб. статей. /Ред. - сост. В.И. Руденко. – М., 1980. - 580 с. 5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. / А.Л. Готсдинер – М.,1993.210с. 6. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития. / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2006. – 331 с. 7. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. / Л. Н. Комиссарова. - М.: Просвещение, 1986.–279с. 8. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д.Б.Кабалевский. – М.,1977. 9. Метлов, Н.А. Музыка – детям. . / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985 10.Развитие голоса. Координация и тренинг. 5-е изд., стер. – Спб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. 11.Семячкина, Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности. . / Семячкина Г. А. – Якутск, 2009. -23 с. 12.Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. Ростов н/Д: Феликс, 2006. 13.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. / Б.М. Теплов. – М.: 2002. – 349 с. 14.Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошкольное воспитание. - 1992 . - № .- с. 39 15.Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева – М.: АСТ: Астрель,2008. Литература для учащихся и родителей 1. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. . / И.А.Агапова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 2. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. /И.А. Агапова , М.А. Давыдова. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю). 3. Агапова, И.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины./ И.А.Агапова , М.А. Давыдова. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО изд-во «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (Учимся играючи . Азбука развития). 4. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. /М.А.Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил. 5. Радынова, О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. Ч. 1./О.Рыданова. – М.: ВЛАДОС, 1997. .– 608 с.: нот. 6. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская.. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).