программа Шумовой оркестр (1)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название
программы
Автор-составитель
программы, должность
Адрес реализации
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шумовой оркестр»
Артемова
Светлана
Алексеевна,
педагог
дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования «Дом
детского творчества» г. Таруса Калужской области
Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул.
Горького, д.24
Тел. 8(48435)21183

Вид программы

- по степени авторства - модифицированная
- по уровню сложности – стартовая

Направленность
Срок реализации
программы
Возраст детей
Название объединения

Художественная

Кол-во лет – 2 месяца
Кол-во часов – 16 часов
5 - 7 лет
«Музыкальная шкатулка»

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.2 Актуальность
1.1.3 Отличительные особенности программы
1.1.4 Адресат
1.1.5 Объем и срок освоения программы
1.1.6 Формы обучения и виды занятий по программе
1.1.7 Режим занятий
1.2. Цель

и

задачи

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы

1.2.1 Цель
1.2.2 Задачи
1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный план
1.3.2 содержание
1.4. Планируемые результаты
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.2.1

Материально-технические условия

2.2.2

Информационное обеспечение

2.2.3

Кадровое обеспечение

2.3 Формы аттестации и контроля
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
ЛИТЕРАТУРА

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.

Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная
программа

коллективного

музицирования

оркестра

шумовых

инструментов»

имеет

художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание
и общее музыкальное образование, основанное на традиционных богатых образцах
национальной музыки, отечественной и зарубежной классики. Коллективное музицирование
является одной из форм музыкального развития, которая способствует формированию навыков
коллективной

игры,

развитию

природных

музыкальных

данных

и

художественно-

эстетическому воспитанию дошкольников. В 20 веке встал вопрос об использовании детских
музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Об этом
неоднократно говорили известные педагоги музыканты: Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина
и др.
Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» авторы И.
Каплуновой, И. Новоскольцевой и Т. Э. Тютюнниковой автор программы «Элементарное
музицирование младших школьников», созданные по системе музыкальной педагогики Карла
ОРФА. Эти программы дают наиболее широкий спектр возможностей использования
музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих
способностей детей.
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и
широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой
стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в
ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции
модернизации дополнительного образования до 2010 года. Радость и удовольствие от
совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому
виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля,
независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует
психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников.
Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков
игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность,

дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного
процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков
игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого
обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.
Практическая значимость
Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) – это один из видов детской
исполнительской деятельности. В процессе игры на ДМИ совершенствуется эстетическое
воспитание и эстетические чувства ребёнка. Она способствует развитию волевых качеств:
выдержке, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости, а также развитию памяти и
умению концентрировать внимание. Когда ребёнок слышит звучание разных музыкальных
инструментов,

развиваются

его

мышление,

аналитические

способности.

Развивается

мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Способствует развитию фантазии, координации
двигательных функций организма, а также развивает творческие способности, музыкальный
вкус, учит понимать музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты
каждого исполнителя. Обучаясь игре на ДМИ, детям открывается мир звуков, осознание
звучания различных инструментов. У детей улучшается качество пения, музыкальноритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Игра на ДМИ помогает передать
чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой
инициативы, сознательных отношений между детьми
Отличительные особенности программы
Данная программа является включение таких учебных элементов в образовательный процесс
как «Работа над пьесами». Программа составлена

для детей с уже имеющимися

первоначальными навыками игры на шумовых ударных. Была проведена индивидуальная
диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка и проводить
индивидуальную работу.
Единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется
посредством:


постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него
музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого
воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;



создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого
человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние
дарования;



постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий

направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественноэстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной
личности;


взаимосвязей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие
познавательно-художественной

деятельности

ребенка,

формирование

навыка

ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого
мышления.
Адресат программы
Программа

дополнительной общеобразовательной «Шумовой оркестр» формируется из

обучающихся от 5 до 7 лет. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива
постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей
(законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе,
отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по
состоянию здоровья.
Объем и срок освоения программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шумовой
Оркестр» рассчитана на 16 часов.
Проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в течение одного месяца.
Программа реализуется в очной форме, дистанционное и электронное обучение не
предусмотрено.
Формы обучения и виды занятий
Основной формой занятий является занятие, на котором используются разнообразные методы:
игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения,
словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы:
наблюдения, беседы.
Формы занятий:
1.Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и
навыки ансамблевой и оркестровой игры.
2.Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное представление отдельных
концертных номеров.
3.Игровые занятия – это дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и
развитие творческого потенциала.
Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения детьми приемов и
навыков игры в оркестре является индивидуальные занятия с отдельными детьми, что помогает
сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её

назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребенка.
Хорошее исполнение дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий
работе над художественной стороной исполняемых произведений.
Форма обучения очная.
Количество обучающихся в объединении 10-12.
1.2 Цель и задачи программы
Цель - формирование и развитие у дошкольников навыков и приемов ансамблевой и
оркестровой игры в шумовом оркестре
Задачи:
1. Обучающие:


Обучить детей игре на шумовых инструментах;



Познакомить с классической и современной русской музыкой;



Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образ;



Закреплять у детей навыки совместной игры;



Познакомить с элементами нотной азбуки и её исполнение.

2. Развивающие:


Развивать мышление, аналитические способности;



Развить музыкальный слух и чувство ритма;



Развить память и внимание;



развивать чувство ансамбля;

3. Воспитывающие:


Привить усидчивость и трудолюбие;



Воспитать собранность и дисциплину;



Сплотить детей в дружный творческий коллектив;



Развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;



Воспитать стремление к саморазвитию.

1.3Содержание программы
Учебный план



Теорети
-ческая
часть

Тема
Вводное занятие «Что такое музыка?»



Кол-во часов
ПрактиВсего
ческая
часов в
часть
месяц


1
«Звучащие жесты»





0,5
«Громкие и тихие звуки»



«Каким был первый музыкальный инструмент?»





2


0




4

1


0
Итого:







1

3

1
Итоговое занятие «Все мы музыканты – вот нас сколько».







2

-

1
«Рождение музыкальных звуков».







2

1

1
«Я - исполнитель».





1


1

1

1
«Природные и самодельные инструменты».





«Шуршащие звуки» «Стеклянные звуки». «Шумовые и музыкальные 

1

-

1
звуки».







1

0,5

1
«Деревянные звуки». «Металлические звуки».



-

1


1



1
16

Содержание программы
1. Тема:

Вводное занятие «Что такое музыка?»

Теория: Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о
безграничном многообразии музыки. Привитие интереса и первоначальных навыков к
музицированию через игру.
2. Тема:

«Звучащие жесты» - звуки человеческого тела.

Теория: Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение.
Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов».
Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». игры «звучащие
жесты»
Практика: Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по
коленям, притопы, щелчки).
3.Тема:

«Громкие и тихие звуки»

Теория: Развивать диатонический слух (различие силы звучания).
Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte).
Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям.
4. Тема: «Деревянные звуки». «Металлические звуки».
Теория: Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка,
трещотка, рубель, ксилофон), и со звуками, издаваемыми металлическими предметами
(металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен,
арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.).
Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых
деревянными (деревянные кубики, карандаши) и металлическими предметами.
Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и
воображение.
Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.
Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo –
diminuendo).
Практика: Игра на деревянных муз.инструментов ( р.н.п. « Во горенке», « Часики», р.н.п « Во
поле береза стояла..» Пробные выполнения практических упражнений. Шопен « Хрустальный
вальс» , «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой

5. Тема: «Шуршащие звуки» » «Стеклянные звуки». «Шумовые и музыкальные звуки».
Теория: Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага,
полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные
музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный
барабан). Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им
качественные определения.
Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными
инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo.
Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. Учить детей различать свойства звуков,
разделяя их на шумовые и музыкальные.
Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение.
Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический
рисунок.
Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах.
Практика: Импровизация. Выполнения творческих номеров..
6. Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?»
Теория: Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов.
Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах.
Практика: Игра на самодельных инструментов. Импровизация муз.номера.
7. Тема: «Природные и самодельные инструменты».
Теория:

Знакомство с «Творческой мастерской».
Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных

инструментов.
Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность.
Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно.
Практика: Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов.
Знакомство с природными инструментами.
8. Тема: «Я - исполнитель».
Теория:

Знакомство с партитурой

( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой.
Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью

партитуры.
Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных
музыкальных инструментов.
Практика: Игра в оркестре, с использованием одинаковых и разных музыкальных
инструментов.
9.Тема: «Рождение музыкальных звуков».
Теория:

Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские

музыкальные инструменты.
Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать
воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное
мышление.
Воспитывать интерес к игре –импровизации на самодельных музыкальных инструментах.
Практика: Прослушивание произведения « Венское настроение».
10 Тема: Итоговое занятие «Все мы музыканты – вот нас сколько».
Практика: Выполнение творческих заданий.
Пьеса «Снова твист». Пьеса «Полька с хлопками» Упражнение «Мышка».
1.4 Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся имеют следующие результаты:
Личностные
проявляют интерес к занятиям ансамблевым музицированием;
становятся ответственнее, дисциплинированнее, самостоятельнее;
развивают навыки общения в коллективе (доброжелательность, терпимость, понимание);
учатся творческому общению, взаимодействию в исполнительском процессе
Предметные
владеют начальными навыками игры на детских музыкальных инструментах;
умеют читать простейший ритмический рисунок;
умеют держать партию в ансамбле, вовремя откликаются на жест дирижера;
Метапредметные
развивают музыкально-эстетический вкус и музыкальные способности;
знакомятся с музыкальной культурой различных народностей, с их стилями,
направлениями, особенностями музыкального творчества
способны творчески взаимодействовать с другими участниками ансамбля (одногруппниками)
владеют навыками самооценки и самоконтроля

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.

2.1Календарный учебный график
Время
№

Месяц

прове
дения

1

17.30

Форма

Количест

занятия

во часов

очная

1

Место
Тема занятия

проведен
ия

1.Вводное занятие

Форма
контроля

класс

Входной

класс

Текущий

класс

Текущий

класс

Текущий

класс

Текущий

Тема 1. «Что такое
музыка?»
2

17.30

очная

1

Тема 2 «Звучащие жесты»
Ритмические формы
сопровождения к
стихам и песням
Речевое музицирование
Музыкально-дидактические
игры и
упражнения.

3

17.30

очная

1

Тема 3. «Громкие и тихие
звуки» Виды музыкальных
инструментов

4

17.30

очная

2

Тема 4: «Деревянные
звуки».
«Металлические
звуки».
Игра на деревянных ложках,
р.н.п «
Во горенке»,
Игра

на

музыкальных

колокольчиков
«Тихие и громкие звоночки»
Е.Тиличеевой.
Хрустальный вальс» Шопен
5

17.30

очная

2

Тема 5: «Шуршащие
звуки»
«Стеклянные звуки».
«Шумовые и
музыкальные звуки».

Игра в муз.сопровождение с
бумагой.
«Игра с колокольчиками».
муз.
Р.Н.п «Из-под дуба».
6

17.30

очная

1

Тема6: «Каким был

класс

Текущий

класс

Текущий

Актовый

Текущий

первый музыкальный
инструмент?»
7

17.30

очная

4

Тема7: «Природные и
самодельные
инструменты».
Изготовление простых
шумовых самодельных
музыкальных инструментов.
Знакомство с природными
инструментами.

8

17.30

очная

1

Тема 8: «Я - исполнитель».
«Музыкальный ежик»,

9

17.30

очная

1

Тема 9: «Рождение

зал
класс

Текущий

Актовый

Текущий

музыкальных звуков».
Прослушивание
произведения «Венское
настроение».
Игра в ансамбле «Та-та
тити-та -тити - та –та-та»
Упражнение «Ручейки».
10

17.30

очная

1

Тема: «Все мы музыканты
– вот нас сколько».
Пьеса «Полька с хлопками»
Пьеса «Снова твист».

зал

2.2Условия реализации программы
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
При реализации программы целесообразно использовать следующие методы и приемы –

1.

это демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и
способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а так
же применять метод презентационного показа.
Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с музыкальным
инструментом,

можно

сопровождать мультимедийными презентациями: «Музыкальные и

шумовые звуки», «Ударный инструмент – барабан», «Царь-колокол», «Звонкий бубен» и
другие. Длительность презентаций - 5 - 10 минут.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача

2.

теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на
металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения,
импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной

3.

подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь
своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной
цели.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а так же

4.

примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью
музыкально-ритмических игр и упражнений.
Понятия элементарной музыкальной грамоты закрепляются работой в индивидуальных

5.

альбомах. Здесь дети распределяют шумовые и музыкальные звуки на листе бумаги,
графически изображают, сколько звуков прозвучало, крещендо и диминуэндо, распределяют
звуки по высоте, рисуют ноты на нотном стане. Таким образом, дошкольники получают азы
элементарной музыкальной грамоты.
Материально-технические условия
Материально - техническое обеспечение и развивающая предметно-пространственная среда
В МБДОУ созданы условия для реализации программы.
Материально-техническое оснащение


Магнитофон;



CD/DVD-проигрыватель;



Фортепиано;



Диски с записями классической русской и зарубежной музыки, русских народных
мелодий и песен, современной детской музыки – в формате MP3;

Учебно-практическое оборудование:


Столы – для игры на металлофонах и ксилофонах;



Мульмедийное оборудование: интерактивная доска, ноутбук и т.п.



Для успешной реализации данной программы и её результативности используется
соответствующий инструментарий:



Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям
создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой
клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и т.д.



Озвученные музыкальные игрушки-инструменты:



Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты
(погремушки, бубны, трещотки, барабаны, маракасы, кастаньеты, треугольники,
колотушки, музыкальные молоточки, тамбурин, колокольчики (с ручкой, валдайские),
барабаны, треугольник малый, средний, большой, литавры, гонг малый, деревянные
ложки, трещотки пластинчатая и круговая, музыкальные коробочки, бубенцы, рубель,
румба, тон-блок, тарелки);



Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки,
свистульки, блок-флейта).



Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны,
ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики, балалайки, гусли, детские
баяны и т.д.)



Инструменты для показа и ознакомления: народные инструменты (домра, балалайка,
гитара, баян, аккордеон), инструменты симфонического оркестра.



Звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны, детский синтезатор, цимбалы
детские, арфы детские, аккордеон, баян, гитара.

Кадровое обеспечение
Квалифицированный

педагог,

умеющий

программировать

свою

деятельность,

владеющий методикой обучения.
2.3 Формы аттестации
Основным

механизмом

отслеживания

результатов,

достигаемых

в

учебной

деятельности, является контрольное занятие, участие в концерте, ответственных выступлениях,
Контроль за уровнем усвоения содержательных блоков программы (текущий контроль)
осуществляется руководителем как в форме индивидуального опроса на занятии.

Входящий контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль.

Прослушивание.

Педагогическое наблюдение

Итоговое занятие.

Определение уровня

(уровень развития

Педагогическое наблюдение

творческих способностей

музыкальных способностей,

(развитие музыкальных

Педагогическое наблюдение.

анализ поведения,

способностей.

Собеседование.

воспитанности,
самостоятельности и
ответственности);
Уровень мотивации,
самооценка обучающихся.

2.4 Оценочные материалы
Входящий контроль: собеседование, педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль: контрольное исполнение, педагогическое наблюдение (Анализ
предметных и личностных результатов см. Приложение).
Итоговый контроль: анализ концертного конкурсного исполнения, рефлексия, педагогическое
наблюдение (Анализ предметных и личностных результатов см. Приложение).
Методические материалы
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
Основными приемами являются:


дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей детей;



последовательность выполнения различных музыкальных заданий;



преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в
самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях;



выразительное

исполнение произведения (на

различных

инструментах)

педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения;


пояснения педагога;



показ иллюстраций, слайдов, видео;



самостоятельное «обследование» инструментов детьми;

Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на
педагогический успех.
Познакомив детей на общих занятиях, с внешним видом цитры, с основными приемами
игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2-3 попевки, инструмент передают в
дальнейшем в группу. Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают

знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет
знакомство с другим инструментом.
Технические приемы
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо
установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.
Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на
уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени.
Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на
уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой
руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения:
-

при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на

указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на
середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной;
-

при игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами.

Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать
лишних струн;
-

кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют

«лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок
отчетливо слышен;
-

тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы

звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям;
-

при игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части.

Звук должен быть легким и упругим и если он продолжается долго, следует прижать
треугольник рукой - звук сразу прекратится;
-

бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его

перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же
менять место удара – ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по
самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного
тембрового сопоставления звуков.

Литература
1. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с
дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
2.

Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Книга для воспитателя и
3.

муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.

С.Бублей:

«Детский

оркестр». Пособие для

муз.

руководителей

детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5.

Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М, 1962.

6.

И Каплунова программа «Ладушки» методические пособия « Наш

веселый оркестр»

2013
7.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978

8.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981

9.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968

10.

Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском

саду.- М., 1983
11.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-

Петербург, 2005, серия «Ладушки»
12.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду. Пособие

для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений» Композитор – СанктПетербург, 2002, серия «Ладушки»
13.

Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников.- М., 1986
14.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.-

М., 1990
15.

Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский

композитор, 1973
16.

Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983

17.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997

18.

Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание

дошкольников.- М., 1994
19.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968

20.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947

21.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961

22.

Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9

23.

Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год

24.

Тютюнникова Т.Э. Доноткино Квадратный апельсин Педагогическое общество России,

2005 год.
25.

Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.

26.

Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа,

хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».