ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор-составитель программы, должность Адрес реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина» Никитина Любовь Анатольевна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Таруса Калужской области Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького, д.24 Тел. 8(48435)21183 Вид программы Направленность Срок реализации программы Возраст детей Название объединения - по степени авторства - модифицированная - по уровню сложности –стартовая социально - гуманитарная Кол-во лет – 2 месяца Кол-во часов – 16 часов 5-6 лет Объединение интеллектуально-творческого развития детей «Обруч» РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Данная программа является модулем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Всезнайка». Направленность программы: социально - гуманитарная. Вид программы: - по степени авторства – модифицированная - по уровню сложности – стартовая Язык реализации программы – русский. Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая родина» определяет содержание и организацию образовательного процесса. Программа разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов: 1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; 2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ « внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р); 6) «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»); 7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); 8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»; Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Она позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Данная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 разделам. Каждому модулю соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностноориентированном подходе. 1 раздел: «Мой любимый край». Содержание данного модуля предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, малой Родиной, знакомство с историей родного города. 2 раздел: «Природа родного края» содержание данного модуля направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе. 3 раздел: «Быт и традиции» Этот модуль направлен на то, чтобы педагог познакомил детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. 4 раздел: «Культура и искусство родного края». Блок предусматривает работу педагога по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, песен. Изучая историю жизни выдающихся поэтов, писателей у детей дошкольного возраста формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства. Актуальность программы заключается в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Тарусы и Тарусского района, как части России. Отличительной особенностью программы является то, что часть занятий проходят на базе Музейно-краеведческого центра «Дом Позняковых». Педагогическая целесообразность С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города развивает подрастающее поколение. Адресат программы: Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Количество обучающихся в группе: 12 человек Набор в группы осуществляется на добровольной основе. К занятиям допускаются дети на основе личного заявления родителей (законных представителей). Программа может быть адаптирована для обучения детей с ОВЗ. Объем программы: 16 часов. Сроки освоения программы: 2 месяца Режим занятий: 1 раза в неделю по 25-30 минут Форма обучения: очная. Набор детей в группу – свободный. Программа не предусматривает дистанционной и заочной формы обучения. Форма организации образовательной деятельности: групповая Виды занятий: учебное занятие, беседы, экскурсии, практические занятия, игры, самостоятельная работа, викторины, тематические мастерклассы Уровень освоения программы: стартовый 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историей родного края. Задачи: Обучающие: Пробуждать интерес к прошлому своей малой Родины. Углублять знания, связанных с памятными местами Тарусы и Тарусского района. Знакомить с основными народными промыслами Тарусы. Развивающие: Развивать интерес к русским традициям, народным промыслам. Развивать логическое и обзорное мышление, наблюдательность, внимание, воображение, память, творческую фантазию. Развивать познавательную и творческую активность детей. Воспитательные: Способствовать воспитанию гражданской гордости за свою страну, область, город, в котором жили и творили замечательные люди. Совершенствовать интеллектуальные, коммуникативные и общекультурные навыки. Создавать атмосферу успешности каждого и совместной работы коллектива в целом. 1.3. Содержание программы Учебный план № Наименование темы п\п Всего Теория Практика Формы часов аттестации/контроля 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Мой любимый край 3,5 1,5 2 2.1 Таруса. 1 0,5 0,5 Наблюдение 2.2 Улицы города. 1 - 1 Опрос 2.3 «Уголок России - отчий дом». 1,5 1 0,5 Практическое задание 2 1 3. Природа Родного края 3 3.1 Природа Калужской земли 1,5 1 0,5 выставка «Краснокнижные растения» 3.2 Друзья наши меньшие. 1,5 1 0,5 Практическое задание Быт и традиции 3,5 3 2 4.1 Как рубашка в поле выросла. 1 0,5 0,5 Экскурсия 4.2 Русская изба. 1 0,5 0,5 Наблюдение 4.3 Игрушки и игры Руси. 1,5 0,5 1 Практическое задание 4 2,5 1,5 5.1 Достопримечательности 1 города 1 - 5.2 Таруса и М. Цветаева 1 0,5 0,5 5.3 Таруса в жизни и творчестве К.Г. 1 0,5 0,5 4. 5. Культура и искусство родного края . Наблюдение, опрос Практическое задание Паустовского. 5.4 Герои Тарусы. 6. 1 0,5 0,5 Практическое задание Итоговое занятие 1 - 1 Викторина Итого часов 16 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения и правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Первоначальное тестирование. Правила поведения в музее. 2. Раздел «Мой любимый край». Тема 1. Таруса. Теория: История города. Откуда город берет начало. Практика: Экскурсия в музейно –краеведческий центр Дом Поздняковых (исторический зал). Тема 2. Улицы города. Теория: Знакомство детей с названиями улиц города. Практика: Экскурсия по улицам города. Тема 3. «Уголок России - отчий дом». Теория: Знакомство с государственной символикой города Таруса и Калуги. Знакомство с флагом и гербом России. Практика: творческое задание: нарисовать новый герб Тарусы. 3.Раздел «Природа Родного края». Тема 1.Природа Калужской земли Теория: Природа Калужского края и Тарусского района, об ее разнообразие. Растения родного края. Красная книга К. края, растения, охраняемые Красной книгой Практика: выставка «Краснокнижные растения». Тема 2. Друзья наши меньшие. Теория: Животный мир родного края. Виды животных, их характерные особенности внешнего вида. Доступные сведения о приспособляемости животных и птиц к окружающим условиям, о формах их защиты, связанных с особенностями среды обитания. Практика: лепка «Животные родного края». 4.Раздел: Быт и традиции Тема 1. Как рубашка в поле выросла. Теория: Рассказ о выращивании льна, использование льняной ткани. Фабрика художественной вышивки. Цветная перевить. Практика: Экскурсия в музейно - краеведческий центр «Дом Позняковых » экспозиционные залы: «Народно-художественные промыслы», «Этнографический зал». Тема 2. Русская изба. Теория: Внешние и внутреннее убранство избы. Символическое значение печи, красного угла и т.д. Избы. Каменные дома. Практика: Экскурсия по старым улочкам Тарусы и центру города. Зарисовки украшения старых домов (наличники). Тема 3. Игрушки и игры Руси. Теория: Демонстрация народных игрушек из разных материалов, объяснение функции игрушки в Древней Руси и в наше время. Кукла в старину (нет лица). Соломенная игрушка как самая простая в изготовлении. Народные игры и забавы. Практика: изготовление кукол-закруток. Создание коллективного панно «Игрушки». 5. Раздел: «Культура и искусство родного края». Тема 1:Достопримечательности города Теория: Экскурсия: главная площадь города, памятники М.Цветаевой, К.Паустовскому. Тема 2. Таруса и М. Цветаева Теория: Рассказ о жизни и творчестве М. Цветаевой, о ее семье. Практика: Чтение стихотворений. Тема 3. Таруса в жизни и творчестве К.Г. Паустовского. Теория: экскурсия к дому К.Г. Паустовского. Рассказ о жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Практика: Чтение рассказа «Кот Варюга» и рисование иллюстрации к рассказу. Выставка иллюстраций к рассказу «Кот Варюга». Тема 4. Герои Тарусы. Посещение памятника участникам ВОВ, возложение цветов к памятнику. Практика: Возложение цветов к памятникам. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов воин. Заключительное занятие. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» 1.4. Планируемые результаты Метапредметные. К концу обучения обучающиеся: разовьют логическое и обзорное мышление, наблюдательность, внимание, воображение, память, творческую фантазию; овладеют умениями планирования деятельности; сформируют умения коллективно и самостоятельно работать над созданием творческих работ. Личностные результаты. К концу обучения обучающиеся: усовершенствуют общеучебные, интеллектуальные, коммуникативные и общекультурные навыки; научатся проявлять творческий подход к решению поставленных задач; будут вовлечены в создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом. Предметные результаты. К концу обучения обучающиеся: углубят знания, связанные с памятными местами Тарусы и Тарусского района и прошлым своей малой Родины, с основами народного творчества и промыслами Тарусского района; РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1Календарный учебный график Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом в форме таблицы, представленной ниже. № п\ п Дата проведения Наименование темы Всего часов Теория Практика Форма занятий 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Мой любимый край 3,5 1,5 2 2. Таруса. 1 0,5 0,5 Экскурсия 2. Улицы города. 1 - 1 Экскурсия , беседа 2. «Уголок России отчий дом». 1,5 1 0,5 Беседа, творческо е задание 3. Природа Родного края 3 2 1 Лекция 3. 1 Природа Калужской земли 1,5 1 0,5 Учебное занятие, выставка «Краснок нижные растения» 3. 2 Друзья наши меньшие. 1,5 1 0,5 Беседа, практичес кое задание 4. Быт и традиции 3,5 3 2 4. 1 Как рубашка в поле выросла. 1 0,5 0,5 Экскурсия 4. 2 Русская изба. 1 0,5 0,5 Экскурсия 4. 3 Игрушки и игры Руси. 1,5 5. Культура и искусство родного края . 4 2,5 1,5 5. 1 Достопримечател ьности города 1 1 - Экскурсия 5. 2 Таруса и М. Цветаева 1 0,5 0,5 Беседа, практичес кое задание 5. 3 Таруса в жизни и творчестве К.Г. Паустовского. 1 0,5 0,5 Экскурсия Практичес кое задание 5. 4 Герои Тарусы. 1 0,5 0,5 Беседа Практичес кое задание 0,5 1 Беседа Практичес кое задание Практичес кое задание 6. Итоговое занятие 1 Итого часов 16 - 1 Викторин а 2.2 Условия реализации программы Кадровое обеспечение программы. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать такими профессиональными и личностными компетенциями: быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей; иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; уметь осуществлять деятельность обучающихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы (набор, организация деятельности, консультирование, контроль, результативность, профориентация); уметь организовывать досуговою деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (посещение кино, театров, музеев, выставок, проведение совместных мероприятий…); обеспечивать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания (родительские собрания); уметь осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы (проведение аттестации обучающихся, анализ и корректировка собственной оценочной деятельности); уметь разрабатывать программно-методического обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы (разработка программ, планирование занятий и досуговой деятельности, разработка системы оценки достижения планируемых результатов). Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; цветная и белая бумага; маркеры, фломастеры, карандаши; дидактический материал к занятиям: наглядные пособия, схемы местности, иллюстрации, исторические книги и брошюры по истории Тарусы и Калужского края, художественные фотографии и открытки. Информационное обеспечение программы: № п/п 1. 2. Ссылки на интернет - ресурсы Тема: Таруса и Марина Цветаева Таруса Цветаевой https://annataliya.livejournal.com/573322.html Дом – музей семьи Цветаевых https://vadimrazumov.ru/584132.html Цветаевы в Тарусе https://remidios-fine.livejournal.com/451956.html Тема: Таруса в жизни и творчестве К. Паустовского Дом Паустовского https://annataliya.livejournal.com/574131.html Виртуальная экскурсия по дому музею Паустовского https://www.youtube.com/watch?v=zwOK56k-mMM К. Паустовский. Тарусские дали (просмотр фильма) https://www.liveinternet.ru/community/4707634/post272429809 Таруса и К. Паустовский https://kid-book-museum.livejournal.com/1179389.html 3. Тема: Как рубашка в поле выросла Рассказ Ушинского « Как рубашка в поле выросла» https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazyushinskogo/kak-rubashka-v-pole-vyrosla/ Рукоделие на Руси: выделка и обработка льна http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rukodelie-na-rusivydelka-i-obrabotka-lna.html 4. Тема: Русская изба Убранство избы https://fishki.net/1317509-vnutrenneeubranstvo-russkojizby.html?sign=254304780989142%2C476945045921743 5. Тема: Игрушки и игры Руси Русская народная игрушка http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Игры и забавы на Руси https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschiimir/939-starinnye-russkie-narodnye-igry.html; http://www.klass39.ru/kruzhok-narodnye-igry-i-zabavy/ История народной куклы https://eroditelstvo.ucoz.ru/publ/igrushki_igry_i_razvlechenija/igru shki_v_starinu/istorija_narodnoj_kukly/61-1-0-103 Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы -https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyuruskoi-tradicionoi-trjapichnoi-kukly.html; -https://sundekor.ru/kursovaya-2/vypuskniku/masterklass-triapichnaiakukla/; -http://s17011.edu35.ru/hobby/63--q-q 6. Тема: Развлечения в старые времена Развлечения в древней Руси https://zen.yandex.ru/media/obistorii/razvlecheniia-v-drevnei-rusi-samye-populiarnye-igry-i-zabavy-5a910c22fd96b107992f88ff 7. Тема: Этих дней не смолкнет слава История Тарусы - летопись временных лет http://lermontov.sch1262.ru/tarusa/ist-gorodok.html Таруса в годы ВОВ http://sch1262.ru/tarusa/ist-vov.html Герои - тарусяне в годы ВОВ http://sch1262.ru/tarusa/istvov.html Наши памятники-наши герои http://belinkaluga.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0 %B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%82%D0%B0%D1%80/ Герой России генерал-лейтенант М.Г. Ефремов http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3248 фильм «Генерал Ефремов. Смерть героя» https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/sm ert_geroja_mikhail_efremov_rossija_2007_god/22-1-0-558 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) Освоение общеобразовательной программы «Моя малая Родина» проходит через беседы, тестирование и анализа выполнения и предоставления обучающимися творческих заданий. Формы подведения итогов реализации программы: В течение года в ходе реализации программы предусмотрены следующие виды контроля: Вводный. Проводится в начале обучения с целью выявления знаний по настоящему и прошлому своей малой Родины -Тарусе. Форма: беседа для выявления кругозора и личной мотивации обучающихся; Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего обучения с целью отслеживания уровня освоения программы и развития личностных качеств обучающихся. Итоговый Проводится в конце обучения по программе и выявляет уровень освоения программы, сформированность их теоретических знаний, интереса к своей малой Родине, а также изменения качеств личности каждого ребенка. Проходит в форме зачетного занятия викторины. 2.4. Оценочные материалы Шкала оценки теоретических знаний и практических умений обучающихся: 3 балла - может ответить на любой вопрос по теоретической части в соответствии с темами программы, применять свои знания на практике в полном объеме. 2 балла - может ответить на половину вопросов и частично применяет знания на практике. 1 балл - имеет представление о теоретической основе и применяет на практике с подсказкой педагога. По итогам освоения программы заполняются сводные информационные карты «Уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы» (Приложение 1). Оценка личностного роста определяется педагогом субъективно по итогам наблюдения на основе диагностической карты «Личностные качества обучающихся» (Приложение 2): 3 балла - высокий уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень. По итогам наблюдения заполняется информационная карта «Уровень развития личностных качеств обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Моя малая Родина». 2.5 Методическое обеспечение Методы обучения: словесные (объяснение, диалог, рассказ) наглядные (зарисовки, рисунки, фотографии, картины, фильмы, слайды) практические (рисование, лепка, физкультминутка, игровые задания, творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание) метод игры (дидактические, развивающие и подвижные игры) Индивидуальный учебный план. В соответствии с локальными актами организации не предусматривает обучение по индивидуальному учебному плану. а Список литературы: 1. Вышивка. Художник М. Н. Гумилевская, изд. «Культура и традиции», 2005г. 2.Землянская Е.Н. Комплексное краеведение как средство экономической социализации младших школьников (на примере г. Тарусы, Калужской области) // Дополнительное образование 2000 № 12 3.Жиркова М.В., Инякин Ю.С. Социально – образовательный проект краеведческой направленности «Моя история»// Дополнительное образование 2002 № 5 4.Книга о Тарусе. Очерки, воспоминания. Литературно-краеведческий сборник. Выпуск 2,сост. Э.Н. Логинова. Москва ООО ТИД «Русское слово – Р. С.», 2011г. 5.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко – М, Эксмо,2007 6.Методические рекомендации по созданию сценического танцевального костюма на основе традиционной крестьянской одежды Тульского края. Тула 1992; 7.Фролов А.С. «Таруса – история тысячелетий», изд. «Гриф и К», Тула, 2011 Викторина к зачетному занятию: Что такое малая Родина? Сколько лет нашему городу (Тарусе)? Когда наш город отмечает день рождение? Как называют жителей нашего города? Какие реки протекают в нашем городе? Какие достопримечательности Тарусы вы знаете? Назовите их. Когда был утвержден герб города Тарусы? Из чего в старину шили одежду? Каждый день по утру Надеваю я трубу. Ну не догадаться вам. Она зовется …. (сарафан) 9. Из чего в старину делали первые игрушки? 10. В каком году был установлен и открыт памятник М. Цветаевой в Тарусе? 11. Какие стихи написала М. Цветаева в Тарусе? Назовите. 12. Как звали любимого кота К. Паустовского в Тарусе? 13. Какие рассказы и сказки К. Паустовского вы знаете? Назовите. 14. Когда в Тарусе был установлен бюст Герою России генералу М. Г. Ефремову? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Знания народных промыслов Тарусского района Базовые понятия и термины 1 п 1 п 1 п 2 п 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1 п 2 п 1 п 2 п 1 п Уровень Количество баллов Метапредметные результаты Мотивация к занятиям Практические умения самодисциплина, Интерес к работе в коллективе и взаимному сотрудничеству Трудолюбие, 2 п Интерес к занятиям краеведением Теоретические знания Представление результатов микроисследований Ф И О Умение работать с технологической картой объекта № п / п Знания, связанные с историей родного края Информационная карта «Уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы «Исток» Группа _______________ Год обучения ___________ Дата заполнения _________________ Приложение 1 Личностный рост 2 п 1 п 2 п Приложение 2 Информационная карта «Уровень развития личностных качеств обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Исток» Группа _______________ Год обучения ___________ Дата заполнения _________________ 1 2 Уровень Сумма баллов Социальная адаптация Мотивация Самооценка Воля Организационно -волевые качества Самоконтроль Умение ставить задачи Умение планировать Умение выделить главное Умение слушать Учебно-коммуникативные навыки Культура речи Ф И О Приложение 3 Диагностическая карта «Личностные качества обучающихся» Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Культура речи (анализируется речь ребенка в процессе общения на занятиях, во внеурочное время, общение со сверстниками и взрослыми людьми) Допускает сквернословие, часто ведет В речи допускает незначительные Речь точная, понятная, выразительная, разговор на повышенных тонах. ошибки, иногда нарушает этику грамотная (соблюдаются нормы общения. литературного языка, правила произношения, ударения, словоупотребления); соблюдается этики общения(собеседника внимательно слушает, не перебивает, реагирует на услышанное без излишних эмоций) Умение слушать ( оценивается параметр в процессе общения на занятиях, во внеурочное время, наблюдения за общением со сверстниками и взрослыми людьми) Слишком эмоционально реагирует на Может иногда перебивать собеседника, Внимательно слушает собеседника, услышанное, перебивает собеседника, не излишне эмоционально реагировать на сдержанно реагирует на услышанное. выслушивает до конца, неправильно услышанное, не всегда правильно Правильно понимает позицию понимает позицию говорящего. понимает позицию говорящего. говорящего. Умение выделить главное (анализируются ответы учащегося на занятиях, заслушивая подготовленную учебную информацию) Не умеет выделить наиболее Не всегда умеет выделить наиболее Умеет выделить наиболее существенное существенное в изученной, услышанной, существенное в изученной, услышанной, в изученной, услышанной, прочитанной прочитанной информации, не может прочитанной информации, допускает информации, может установить общие установить общие признаки, явления, ошибки при установлении общих признаки, явления, сделать вывод. делает неверный вывод признаков, явлений, делает вывод с помощью педагога. Умение планировать (анализируется выполнение обучающимися поручений, заданий, его дисциплинированность, способность совмещать учебу в школе и занятия в объединении, общаясь на эту тему с родителями) Не может распределить время, часто Иногда опаздывает на занятия, не всегда Умеет распределять время, всегда опаздывает на занятия, не успевает правильно распределяет время , не вовремя приходит на занятия, выполнять задания преподавателя и всегда вовремя выполняет задания своевременно выполняет задания даже свои личные дела. преподавателя и свои личные дела педагога и свои личные дела. Умение ставить задачи (наблюдение за учащимися во время его самостоятельной работы, анализируя его творческий потенциал и реальный результат, общаясь с учащимися и его родителями) Не может поставить перед собой Ставит не особо конкретные задачи, Ставит перед собой конкретные, выполнимую задачу иногда недостижимые или не очень достижимые задачи. значимые Самоконтроль (анализируется поведение и действия обучающегося на занятиях, во внеурочное время) Не умеет контролировать свои действия Не всегда контролирует свои действия и Умеет контролировать свои действия и и поступки, уходит от ответственности поступки, иногда уходит от поступки, отвечать за них. за них ответственности за них Воля (анализируется поведение, действия, высказывания обучающегося на занятиях, во внеучебное время) Не обладает способностью активно Не всегда может заставить себя что-то Обладает способностью активно побуждать себя к практическим делать побуждать себя к практическим действиям. действиям. Самооценка (педагог предлагает самому обучающему оценить свои знания, достижения, сравнивает самооценку ребенка и его достижения, оценку педагога) Мотивация (анализируются ответы детей на вопрос «С какой целью ты посещаешь «Родной край?» Личных мотивов заниматься нет, а есть Не может абсолютно точно определить, Имеет сильные движущие силы, желание родителей, родственников, с какой целью занимается по программе которые побуждают к занятиям по интересы друзей программе (профессиональная ориентация, желание узнать новое о родном крае, повысить самооценку, развить личностные качества) Социальная адаптация (личные наблюдения педагога за учащимися во время занятий, внеучебной деятельности, возможно проведение социометрии) Друзей в коллективе нет, создает Не всегда комфортно чувствует себя в Абсолютно комфортно чувствует себя в конфликтные ситуации, всегда личные коллективе и обществе, имеет 1-2 коллективе и обществе, имеет много интересы ставит выше коллективных друзей, не всегда умеет объединить друзей, умеет объединять коллективные коллективные и личные интересы и личные интересы