Паспорт программы Полное название программы ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы бального танца» Автор-составитель программы, должность Стародубцева Лидия Евгеньевнапедагог дополнительного образования Адрес реализации программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Таруса Калужской области Адрес:249100, Калужская обл., г. Таруса ул.Горького, дом 24 тел.8(48435)21183 По степени авторства – модифицированная По сложности - стартовая художественная Количество лет – 1 год Количество часов - 180 6-9 лет Студия «Основы бальных танцев» Вид программы Направленность Срок реализации программы Возраст детей Название объединения 2 РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы бального танца» сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее звучания - всему этому учит танец. Направленность программы: художественная Вид программы: - по степени авторства - модифицированная; - по уровню сложности – стартовая Язык реализации программы: русский Перечень нормативных документов: Программа документами: разработана в соответствии со следующими нормативными 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.22 № 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения № 629); 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»); 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 8. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «ТДДТ». Актуальность программы Бальный танец оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальными танцами органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между детьми, предполагают джентльменское отношение мальчиков к девочкам, обоюдное уважение партнеров, что в дальнейшем должно помочь им в личной и общественной жизни. Содержание программы дает возможность ученикам на собственной практике, сопоставляя, сравнивая и осмысленно исполняя движения получить тот запас знаний, умений, навыков, которые помогут в дальнейшем самостоятельно разбираться в различных видах искусства, хореографии и критически верно оценивать танцы. В программу включены задания на импровизацию, обобщающие знания, умения и навыки учеников за истекший год занятий. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей 6-9 лет, их возможностей и интересов. Отличительные особенности программы Разделы программы в процентном соотношении распределяются следующим образом: 40% отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения, а так же - разучивание элементов танцевального репертуара; 60% занимает разучивание композиций репертуара бальных танцев и тренировочная работа. Педагогическая целесообразность Занятия бальными танцами формируют у детей грациозность движений, соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, дают значительную физическую нагрузку, способствующую формированию мышечного корсета, вырабатывают собранность, трудолюбие, элегантность. Эти качества имеют большое значение в системе воспитания ребенка и формирования гармонично развитой личности. Адресат программы: Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 9 лет. Количество обучающихся в группе: 12 человек. Набор в группы осуществляется на добровольной основе. К занятиям допускаются дети на основе личного заявления родителей (законных представителей). Принимаются дети с ОВЗ не имеющие противопоказаний для занятий хореографией, прием осуществляется при наличии медицинской справки. Объем программы: 180 часа Форма обучения: очная. Программа не может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов. Форма и режим занятий: групповые и индивидуальные. Состав группы 12-16 человек. Проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю 1 час для индивидуальных занятий с парами. Формы проведения занятий: комбинированные, практические, репетиционные, тренировочные, балы. теоретические, 1.2. Цель и задачи программы «Основы бального танца» Цель программы: - раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенных знаний, умений, навыков в области бального танца. Задачи программы: Обучающие: - овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные композиции; - формирование умений осознанно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации; - формирование умений различать ритмическую сторону музыки и согласовывать свои движения с ее звучанием; - развитие способности самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свои вариации. Развивающие: организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет потребность в движениях; исправление недостатков осанки; укрепление мышечного корсета; развитие выносливости, координации движений; поддержка и укрепление сердечнососудистой и нервной систем; организация постановочной и концертной деятельности обучащихся. Воспитательные: создание дружеской среды, создание условий для общения; формирование культуры общения между учащимися; воспитание доброжелательности, чуткости и внимательного отношения друг к другу; - воспитание аккуратности и самостоятельности; развитие навыков самостоятельной и коллективной работы; развитие мотивации на творческую деятельность. Учебный план № Наименование разделов /тем 1. Вводное занятие Всего 2. Ритмика 6 3. Европейская программа 4. Латиноамериканская программа 5. Итоговое мероприятие Итого 90 2 80 2 180 Кол-во часов Формы Теория Практика контроля 1 1 Диагностика музыкальноритмических способностей 2 4 Контрольное исполнение 10 80 Контрольное исполнение 20 60 Контрольное исполнение 2 Выступление на конкурсе 33 147 1.3. Содержание учебного плана 1.Вводное занятие. Теория: Введение в программу. Техника безопасности. Форма одежды. Режим занятий. Основные позиции рук и ног. 2. Ритмика Теория: Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения (вступление, части). Практика: Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Движения в различных темпах, передача хлопками и ногами различного рисунка. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. 3. Танцевальная азбука Теория и практика: Постановка корпуса, положение анфас. Постановка и позиции рук, позиции ног 1,2, 3, 6. Повороты и наклоны головы, корпуса, переводы рук, ног из позиции в позицию. Стартовый уровень: Предусматривается помощь педагога при выполнении упражнений. Базовый уровень: Упражнения выполняются самостоятельно. Углубленный уровень: Дети, имеющие основы хореографии, помогают младшим в выполнении упражнений. История танца, основные позиции в танце. Теория: Знакомство с национальными особенностями бальных танцев. Практика: Разучивание основных элементов танца. Движения выполняются как у «станка», так и на середине зала. позиции ног; позиции и положения рук в танце; положение корпуса и головы; раскрывание и закрывание рук, поклоны на месте; Работа над эмоциональной выразительностью во время выступления. Создание индивидуальной композиции в паре. Стартовый уровень: Предусматривается помощь педагога при выполнении упражнений. Базовый уровень: Упражнения выполняются самостоятельно. Углубленный уровень: Воспитанники вносят свои предложения по постановке танца 5. Итоговое мероприятие. Практика: Выступление на образовательном учреждении. конкурсе, участие в мероприятиях в 1.4 Планируемые результаты Предметные результаты. К концу обучения обучающиеся: - познакомятся с культурой разных народов через бальные танцы; - овладеют основами бальных танцев европейского и латиноамериканского характера; - научатся выразительному исполнению стилизованного танца. Метапредметные. К концу обучения обучающиеся: - установят сотрудничество и сотворчество с педагогом и сверстниками; - сумеют правильно оценивать собственные возможности в решении поставленных учебных задач; - разовьют эстетический вкус, образное мышление, фантазию и двигательною память. Личностные результаты. К концу обучения обучающиеся: - разовьют такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в достижении поставленной цели, коммуникативность; - сформируют лидерские качества; -сформируют активную гражданскую позицию, чувство патриотизма и любовь к своей Родине. Результаты изучения курса и критерии их оценивания. В конце курса учащиеся должны знать: - основы исполнения танцев: полька, вальс, танго, ча-ча-ча, самба, джайв; овладеть: - овладеть основами актерского мастерства и работой в паре; - умением выступать на большой танцевальной площадке и на сцене. РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график (составляется ежегодно) вынесено в отдельный документ 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Для реализации данной программы необходимы: танцевальный класс, со «станками» и зеркалами, комната для переодевания детей; аудиоаппаратура; мячи, скакалки; концертный зал, с соответствующим световым и техническим оснащением, системой усиления звука, радиоаппаратурой; костюмы и обувь для занятий и концертных танцевальных номеров; костюмерная. Кадровое обеспечение: квалифицированный педагог, умеющий программировать свою деятельность, владеющий методикой обучения. Срок реализации учебного предмета «Основы бального танца». Предлагаемая программа рассчитана на срок обучения один учебный год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета: Таблица 1 Годы обучения/количество часов 1 год обучения Максимальная нагрузка (в часах) 180 Количество часов на аудиторную нагрузку 144 Количество учебных недель 36 Недельная аудиторная нагрузка 5 Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебные аудиторные занятия проводятся в форме групповых занятий (от 12-16 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 30-45 минут. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, и 1раз в неделю 1 час - для индивидуальной работы с парами. Продолжительность учебного года - 36 недель. Методы обучения Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов: словесного (объяснение, разбор, анализ); наглядного (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащихся); практического (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); аналитического (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); эмоционального (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); индивидуального подхода к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первое полугодие : 64+16 Таблица 2 № Тема 1 2 Введение Основы танца медленный вальс Композиция танца медленный вальс Основы танца полонез Композиция танца полонез Основы танца польки Композиция польки Основы танца венский вальс Композиция танца венский вальс Итоговая диагностика 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов для группы Кол-во часов индивидуальных занятий 2 10 4 4 10 4 10 4 10 6 4 4 4 4 Второе полугодие: 80+20 Таблица 3 № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение Основы танца танго Композиция танца Танго Основы танца ча-ча-ча Композиция танца Ча-ча-ча Основы танца Самбо Композиция танца Самбо Основы танца Джайв Композиция танца Джайв Итоговая диагностика 8 Количество часов для группы 2 14 6 14 8 12 8 10 4 2 Кол-во часов индивидуальных занятий Итого: 180 часов Количество часов для группы: 144 Кол-во часов индивидуальных занятий: 36 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ На первом году обучения в задачи входят: 4 6 6 4 - формирование умений определять характер музыки (веселый, торжественный, спокойный, изящный. плавный. отрывистый); - определять на слух вальс, польку, полонез, танго, ча-ча-ча, самбо, джайв; -музыкально исполнять выученные движения и танцы; -формирование умений грамотно исполнять программные движения и танцы: знать правила того или иного движения, его ритмическую раскладку; -находить ошибки в исполнении других; - формирование знаний о выразительности танца: музыка определяет характер танца, выразительность рук, лица, походки, позы - исполнительские средства выразительности; -формирование умений выразительно исполнять движения, танцы; -передавать в движениях польки - легкость и отрывистость, в полонезе торжественность, величавость, в танго - грациозность, в вальсе – плавность; -проявлять в движениях парного танца внимание к друг другу. 1. Введение. Основы музыкальной грамотности: -Музыкально-ритмическая характеристика изучаемых танцев. - История возникновения изучаемых танцев. 2. Ориентирование в пространстве: -знакомство с направлениями движений в танце. Изучение основ танца: - позиции ног; - позиции рук; - основное движение вперед, назад; - движение « по линии танца», «против линии танца»; - балансе вперед, в стороны. 3.Основы танца Полька - положение в парах; - построение пар на сценической площадке; - изучение основного хода- па польки; - изучение подскоков. перескоков; - изучение галопа; - изучение поворотов в подскоках. 4.Основы танца Полонез: - положение в пар; - построение пар на сценической площадке; - изучение основного хода (акцентированный шаг); - де гаже вперед назад с выносом ноги на носок. Постановка танцевальной композиции: постановка упрощенного варианта танца полонез. 5.Основы Венского вальса - вальсовая дорожка; - па балансе; - вальсовый поворот положение в паре; - построение пар на сценической площадке; - изучение основного хода (вальсовые повороты вправо-влево по III позиции); - па - балансе (из стороны в сторону. вперед-назад); - вальсовая дорожка; - поклон. Композиция Венского вальса. Использование основных элементов, и фигур в танце. 6.Медленный вальс: Основы музыкальной грамотности: - музыкально-ритмическая характеристика танца. Ориентирование в пространстве: - знакомство с направлениями движений в танце. Изучение основ танца: - стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься; - шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце снижения); - то же с левой ноги; - шаг в сторону с правой ноги, подтягивая левую ногу, с опусканием и подъемом; - то же с Л.Н.; - «Правый квадрат»; - «Левый квадрат»; - «Большой правый квадрат»; - «Большой левый квадрат». Постановка композиции медленного вальса 7.Основы танца ча-ча-ча. Основы музыкальной: - музыкально-ритмическая характеристика танца. Ориентирование в пространстве: - знакомство с направлениями движений в танце. Изучение основ танца: - перенос веса с ноги на ногу, выгибая колено назад, делая тазом восьмерку; - открытое шассе влево - вправо (таймстеп); - основное движение без поворота и с поворотом влево; - «Чек»; - рука к руке; - полный поворот направо и налево; - локк шассе вперед и назад; Постановка танцевальной композиции: -постановка упрощенного варианта танца ча-ча-ча. 8.Основы танца танго. Основы музыкальной грамотности: - музыкально-ритмическая характеристика танца. Ориентирование в пространстве: - знакомство с направлениями движений в танце. Изучение основ танца: - ход вперед по маленькому кругу, поворачиваясь влево; - «Левый квадрат» (корте вперед и назад); - «Большой левый квадрат»; - «Левый развернутый квадрат»; - «Левый открытый развернутый квадрат»; - «Левый развернутый квадрат назад»; - «Левый открытый развернутый квадрат назад»; - «Рок» (покачивание вперед и назад). - «Поступательный боковой шаг». - «Корте назад». Композиция танго При изучении ходов и основных шагов, композиции танцев, учитывается возможности и уровень подготовки учащихся. 9.Основы танца самба. Основы музыкальной грамотности: - музыкально-ритмическая характеристика танца. Ориентирование в пространстве: - знакомство с направлениями движений в танце. Изучение основ танца: Небольшие приседания на 1 и 2 ударах, после подъема на «и» ноги вместе; - основное движение с правой и с левой ног; - виск направо и налево; - ход на месте с правой и с левой ног; - ход самбы по одному; - променадный ход в парах; - корта джака с П.Н. вперед и с Л.Н. назад; - поступательная бота фого лицом и спиной; - вольта направо и налево. Постановка танцевальной композиции танца танго. 10. Основы танца Джайв. Основы музыкальной грамотности: -музыкально-ритмическая характеристика танца. Ориентирование в пространстве: -знакомство с направлениями движений в танце. Изучение основ танца: - основной рок-шаг; - движение шассе; - движение в паре. 11. Итоговая диагностика. Контрольное занятие: Отчетный концерт: -демонстрация изученных танцевальных композиций. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Требования к уровню подготовки учащегося. В конце обучения учащиеся должны - различать танцевальные движения изученных танцев; - должны уметь различать музыку изученных танцев, технично исполнять движения бальной хореографии; -знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций в паре и отдельно друг от друга; -уметь распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; В конце учебного года учащиеся должны - знать технику исполнения любого движения бальной хореографии, соответствующего его возрасту; -знать структуру и ритмическую раскладку бального движения; - замечать ошибки в своем исполнении и исполнении других пар; -уметь танцевать движения бальной хореографии не только самостоятельно, но и в паре. 2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы «Основы бального танца» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных узанятий, зачетов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 1. Критерии оценок Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на контрольном уроке - зачете, выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 4 Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное 3(«удовлетворительно») движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; 2(«неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Залогом успеха любого творческого коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа. Основные принципы обучения: -Принцип научно-методической обоснованности и доступности требует построения учебно-воспитательного процесса на основе современных достижений педагогической и психологической науки, а также теории и истории хореографии, музыкознания и т.д. Этот принцип обязывает педагогов совершенствовать методику преподавания танца с учетом возрастных, психологических, анатомических и других индивидуальных особенностей детей. -Обучение должно быть доступным, но не ниже «порога сложности», преодолевая который, дети могли бы развиваться в физическом, хореографическом и творческом плане. Этот принцип предполагает последовательное усложнение задания в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Необходимо руководствоваться правилами дидактики: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. -Принцип систематичности предполагает наличие связи всех элементов обучения в организации учебно-воспитательного процесса, то есть такое его построение, в ходе которого происходит связывание ранее усвоенного материала с новым. Необходимо установить взаимосвязь между элементами одного танца и танцев одного направления между собой, между танцами и тренировочными упражнениями. Систематичность выражается и в методике обучения: от обучения отдельным элементам к танцу (целостной композиции), от танца к танцевальному направлению. Систематичность проявляется и в формировании умений проявлять свои знания в практической деятельности. Систематичность предполагает установление связей между изучаемым материалом и личным опытом детей. Принцип систематичности проявляется в регулярности занятий и в установленной последовательности частей урока (разминка, изучение нового материала, повторение ранее изученного). Систематичность проявляется в установленной последовательности движений экзерсисов, в результате чего обеспечивается необходимая связь с упражнениями и преемственность в «наращивании формы». С позиции систематичности отдельные занятия и периоды учебного процесса рассматриваются не как самостоятельные, а как звенья в единой цепи учебного процесса. -Принцип систематичности предусматривает чередование нагрузки с отдыхом, равномерное развитие всех способностей, необходимых исполнителю танца. -Принцип наглядности - один из основных в обучении детей танцу, так как танец имеет наглядно-чувственную природу. Весь смысл учебновоспитательного процесса состоит в том, чтобы дети могли увидеть, как надо исполнять танец и пластически это передать. Принцип наглядности предполагает широкое применение различных средств и приемов, обеспечивающих понимание сущности изучаемых движений и танцев, способствующих созданию правильного представления о технике, манере и образном разучивании движений. Принцип наглядности реализуется путем показа натуральных движений и танцев (непосредственная наглядность) и путем демонстрации различных наглядных пособий (рисунков, схем, фото, видеопоказов и образного объяснения (опосредованная наглядность). Чем сложнее по технике разучиваемые движения, тем большее значение приобретает правильное применение принципа наглядности. По мере накопления танцевального опыта, развития способностей к самостоятельному анализу и обобщению наблюдений повышается эффект применения всех форм наглядности. Новичок видит в танцах лишь внешнюю форму. Восприятие опытного танцора более существенно. Он точно воспринимает пространственные и временные характеристики,точно чувствует динамику мышечных усилий. При обучении детей танцу необходимо наглядный материал представлять в доходчивой форме, необходимо специально организовывать наблюдение. Недостаток двигательного опыта детей компенсируется хорошо развитой способностью копировать движения. Для этого часто применяется вовлекающий показ, приемы физической помощи, «проводка по движению», приемы имитации. -Принцип сознательности и активности при руководящей роли педагога предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям танцем, понимании конкретных задач, поставленных перед ребенком на занятии. Для этого педагог объясняет детям назначение и важность тренировочных упражнений, технику исполнения танцевальных «па», приучает детей следить за исполнением другими этих движений и анализировать их, побуждает к самооценке и самонаблюдению. Этот принцип предусматривает развитие у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи. Активность учеников на занятиях во многом определяется их отношением к искусству танца, к педагогу и коллективу. Устойчивый интерес к занятиям танцем формируется постепенно и его становление во многом зависит от правильной организации учебновоспитательного процесса. Только грамотный и увлеченный педагог может дать ученикам основу, по которой в дальнейшем они сами могут творчески развиваться и искать свой путь в искусстве танца. Формирование основ музыкальной грамотности В процессе занятий бальными танцами должны быть освоены следующие понятия музыкальной грамоты: музыка - ритмическая и эмоциональная основа танца. Связь музыки и моторных реакций человеческого тела. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Звук как строительный элемент музыкальной речи. Музыкальный звук и его основные свойства: высота, сила, тембр и длительность. Музыкальная фраза, предложение и тема. Расчлененность и связность музыкальной речи. Мелодический рисунок. Динамика как одно из важнейших средств выразительности в танцевальной музыке, «динамичный ритм». Мелодия и аккомпанемент. Пластики изучаемых танцев от мелодии, ритма и темпа музыки. Музыкальная тема и художественный образ. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., «Рольф», 2001 2. Гай Ховард. Техника исполнения европейских танцев. М., Артис, 2003 3. Дю Беке Антон. Учимся танцу за месяц. - М., 2008 4. Иванникова О.В. Латиноамериканские танцы. Румба, ча-ча-ча. Донецк: «Аст», «Сталкер», 2005 5. Идом Х., Кетрек Н. Хочу танцевать. - М., «Махаон», 2003 6. Кох И. Основы сценического движения. - Л., 1970 7. Летягова Т.В., Романова Н.Н., Филлипов А.В., Шетэля В.М., Краткий словарь танцев. Под ред. Филлипова А.В. - М., Филинта: Наука, 2006 8. Лисицкая Т. Хореография в гимнастике. - М., 1993 9. Мур Алекс. Пересмотренная техника европейских танцев. - СПб, 1993 10. Раздрокина Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. Ростов- на-Дону, «Феникс», 2007 11. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Танцор. Пара. - М., 2007 12. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Тренер. - М. 2007 13. Лэрд Уолтер Техника латиноамериканских танцев. Артис, 2008 14.Шутиков Ю Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике, бальным танцам. М., 2006 Интернет ресурсы 7. http://spo.1september.ru 1. http://piruet.info http://www.fizkultura2. http://www.monlo.ru/time2 vsem.ru 8. 3. www.psychlib.ru 9. http://www.rambler.ru/ 4. www.horeograf.com 10. www.google.ru 5. www.balletmusic.ru 11. www.plie.ru 6. http://pedagogic.ru 12. www.dance.help Видео материалы: 1. .Танцуют Ансамбли «Чемпионаты России среди ансамблей» 2004 - 2022г. 2. Чемпионаты мира по бальному танцу 3. Историко-бытовой танец. Видео материал. Мастер классы по бальному танцу и открытые уроки