ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор-составитель программы, должность Адрес реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поющая гитара» Иванов Виктор Анатольевич, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Таруса Калужской области Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького, д.24 Тел. 8(48435)21183 Вид программы - по степени авторства - модифицированная - по уровню сложности – разноуровневая (стартовая и базовая) Направленность Срок реализации программы Возраст детей Название объединения Художественная Кол-во лет – 1 год Кол-во часов – 144 часов 10 -17 лет «Поющая гитара» РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1Пояснительная записка Гитары звуки у костра, В них столько света и добра! Как самый сокровенный друг Её напевный, нежный звук. Гитара является одним из самых популярных и востребованных музыкальных инструментов среди детей и взрослых на всей нашей маленькой планете. Не ослабевает народная потребность и любовь к гитаре в нашей стране, в нашем городке, в нашем Доме детского творчества, куда ребёнок приходит по своему желанию подружиться с музыкальным инструментом, научиться играть на гитаре и петь о том, что ему близко, понятно и дорого. Но для того, чтобы научиться играть на гитаре, важно обладать такими качествами как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, целеустремлённость. По крайней мере, в процессе обучения в объединении «Поющая гитара» такие качества непременно разовьются. Ведь играть на гитаре и интересно, и полезно. Играя на гитаре, ученик обретает полезные навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Овладевая приёмами игры на гитаре, ребёнок тем самым повышает свою самооценку, укрепляет веру в свои способности и возможности, а музыка способствует формированию у ребёнка чувства гармонии. Дополнительная общеобразовательная программа «Поющая гитара» художественно-эстетической направленности предназначена для ознакомления ребят с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку, поэтический и песенный материал, несущий в себе нравственное начало и, непосредственно через игру на гитаре, дети могут раскрыть свой внутренний мир, самовыразиться и духовно обогатиться. Ведь основной смысл существования гитары заключается в её лиричности, задушевности, чистоте и красоте издаваемых ею звуков, что позволяет нам погрузиться в мир прекрасного, а прекрасное не бывает напрасным. Направленность программы: художественная Вид программы: - по степени авторства - модифицированная - по уровню сложности – разноуровневая (стартовая и базовая) Язык реализации программы: русский Программа разработана на основе требований следующих нормативноправовых документов: 1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; 2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ « внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р); 6) «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»); 7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); 8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»; Актуальность программы заключается в том, чтобы научить всех детей независимо от того, откроется ли в ребёнке музыкальная одарённость. Главная задача – найти пути и средства выявления и развития обычной музыкальности у воспитанника, которая свойственна в той или иной мере каждому человеку. Таким образом программа направлена на обучение широкого круга детей и предполагает учёт индивидуальных возможностей ребёнка, его возрастных и психологических особенностей. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей (дети с ОВЗ), требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Особенность программы также заключается в её построении. В основе построения её лежит концентрический принцип, который заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом возраста, пола. При этом программа предусматривает различную степень завершённости исполнения музыкальных произведений: некоторые пьесы могут быть подготовлены для публичного исполнения, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления. Отличительной особенностью программы является то, что программа включает в своё содержание не только обучение игре на шестиструнной гитаре, но и развитие вокальных навыков обучающихся, исполнение музыкальных произведений как индивидуально, так и в дуэте или ансамбле. Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Адресат программы: к обучению по программе приглашаются дети 10 – 17 лет. Набор детей в группу – свободный, без предварительной проверки музыкальных способностей. Обьем программы: 144 часа за год (2 раз в неделю по 2 академическому часу) Сроки освоения программы: – 1 год. Форма обучения: очная. Программа не предусматривает дистанционной и заочной формы обучения. Форма организации образовательной деятельности: индивидуальногрупповая. Занятия проводятся в малых подгруппах, от 1 до 4 человек. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Форма проведения занятий: комбинированные, практические, тематические мастер-классы, репетиционные, концертные выступления различного уровня, творческие встречи с различными детскими коллективами, посещение концертов, театров с последующим обсуждением. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование интереса к музыкальному искусству; воспитание художественного вкуса, развитие личности подростка, способного к самовыражению через овладение основами игры на гитаре. Задачи программы: Обучающие: – научить базовым приёмам игры на инструменте (включая настройку, чтение аккордов и проч.), – наделить первоначальными навыками аккомпанемента; – дать начальные знания в области теории и истории музыки. Развивающие: - развить общие и музыкальные способности учащихся (гармонический слух, память, ритм, внимательность, артистизм и др.), - выявить и помочь реализовать творческий потенциал, - помочь в развитии мелкой моторики и координации движения рук, - расширить кругозор, - развить навыки поведения и работы в группе людей: игра дуэтом или в ансамбле (в т.ч. культуры общения с ровесниками и людьми старшего поколения), Воспитательные: - вызвать устойчивый интерес к музыкальному искусству, мировой и отечественной культуре, занятиям музыкой, - помочь в развитии трудолюбия, аккуратности, усидчивости, ответственности, дисциплины, самостоятельности, - создать условия для воспитания толерантности и уважения ко всем народам и этническим группам посредством знакомства с богатством музыкальной культуры различных стран и эпох. 1.3 Содержание программы Учебный план 1 год № Название раздела, темы п/п Всего часов 1 Вводное занятие. 1 2 Знакомство с инструментом 3 3 Общее музыкальное развитие 4 Теория Практика Формы аттестации и контроля - часы - часы 1 Беседа 1 2 Контрольные задания 18 6 12 Контрольные задания Работа над звукоизвлечением 27 10 17 Контрольные задания. прослушивание 5 Настройка гитары 3 1 2 Контрольные задания 6 Работа над техникой исполнения 23 5 18 Контрольные задания, прослушивание 7 Разучивание аккордов 20 5 15 Контрольные задания, прослушивание, разбор минорных и мажорных аккордов 8 Работа над музыкальным произведением 41 11 30 Контрольные задания, прослушивание, анализ исполнения произведения 9 Обобщающие итоговые занятия 8 1 7 Контрольные задания, прослушивание, выступления 10 Итого: 144 40 104 - Содержание учебного плана 1 год 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Правила поведения на занятиях. Беседа по технике безопасности. Введение в программу: цель, задачи, организация работы. Диагностика музыкально-ритмических способностей и психологических особенностей учащихся. 2.Знакомство с инструментом. Теория: История гитары, устройство, характеристика инструмента. Строй шестиструнной гитары. Правильная посадка гитариста. Постановка правой и левой рук. Аппликатурные обозначения. Практика: Освоение правильной посадки и постановки рук гитариста. Практическое применение аппликатурных обозначений на инструменте: правая рука – большой палец – Р, указательный палец – I, средний палец – m, безымянный – а; левая рука – указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3, мизинец – 4. 3.Общее музыкальное развитие. Что такое музыка. Основы музыки. Музыкальные звуки. Звуковысотный диапазон шестиструнной гитары. Октавы. Теория: Ноты, нотная запись звуков на нотоносце, скрипичный ключ. длительности нот, добавочные линейки, тактовая черта, размер, знак репризы, тон и полутон, нота с точкой, динамические оттенки ( тихо – р, средняя громкость – mf, громко – f, очень громко – ff),темповые обозначения: Lento – медленно, Andante – не очень медленно, шагом, Moderato – умеренно, Allegro – быстро и др. Альтерация. Практика: Извлечение учащимся звуков малой октавы, первой, второй и третьей октавы на гитаре, постановочных упражнени для развития мелкой моторики левой руки «змейка» и «паучок», постановочных упражнений для пальцев правой руки на примере одноголосых мелодий на одной струне: «Ах, ты, котенька-коток...», «На реке камыши...» и др., на двух струнах: «Лепёшки», «Солнышко», «Белка» и др., более сложных мелодий «Тише, мыши...», «Коровушка» (нар.), маленьких этюдов В. Калинина, пьесы Л. Ивановой «Звёздочки» и др. 4. Работа над звукоизвлечением. Теория: Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре правой рукой: тирандо («щипок без опоры»), апояндо («щипок с опорой»). Апояндо даёт сильные и плотные по тембру звуки, тирандо – более лёгкие светлые звуки. Арпеджио – последовательное исполнение звуков, в аккорд (созвучие из трёх и более звуков). Виды арпеджио. входящих Приёмы игры на гитаре левой рукой: Легато (восходящее и нисходящее) – связное исполнение звуков. Глиссандо – скользящий переход от звука к звуку. Легато-глиссандо исполняется приёмом скольжения одного или нескольких пальцев левой руки вдоль грифа. Скольжение входит в счёт длительности той ноты, от которой оно происходит. Практика: Освоение приёмов тирандо, апояндо через этапы звукообразования в музыке: туше – прикосновение к струне; атака – начало звука; стационарная часть – само звучание; окончание звука – его снятие со струны левой или правой рукой. Звукоизвлечение способом апояндо можно разделить на три фазы: подготовленый момент – палец над струной в полусогнутом состоянии. Удар кончиком пальца по струне, сила удара происходит от третьего сустава, палец не пробивается в суставе. После удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на неё, и затем снова принимает положение подготовительного момента. Звукоизвлечение струны способом тирандо состоит из двух фаз: Пальцы над струнами без опоры на следующую струну, пальцы оттягивают струну почти параллельно деке, и их движение направлено над струнами к 6 струне, но не вверх (иначе струна будет касаться ладов, дребезжать или звук гитары будет лишён тембра. При извлечении звуков двумя пальцами обоими способами (особое внимание следует обратить на приём апояндо движение пальцев правой руки должно напоминать попеременный шаг человека во время ходьбы: один палец оттягивает струну, другой выводится в исходное положение над струной. Любой вид арпеджио имеет двойное назначение – развивающее и практическое. Это упражнение, направленное на отработку взаимодействия пальцев правой руки, отвечающей при условии стандартной посадки с гитарой, за извлечение звуков. Простое арпеджио: 6 32123 Ломаное арпеджио: 6 323 1 323 Каждая струна удобно ложится под свой палец, кисть имеет опору и остаётся неподвижной, работает только пальцы. 5. Настройка гитары. Теория: Способы настройки шестиструнной гитары: по камертону Ля (440 герц) для первой струны Ми, на 5 ладу, по тюнеру, по правильно настроенному инструменту. Практика: Совместная настройка указанными выше способами с разбором ошибок, с проверкой по тюнеру, самостоятельная практическая работа. 6.Работа над техникой исполнения. Теория: Работа над техническим развитием учащихся почти целиком или полностью проводится в рамках изучаемого ими репертуара. Здесь важно учитывать творческий подход и индивидуальный подход. Практика: Техническое совершенствование учащихся - гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: арпеджио; интервалов и аккордов; развивающих упражнений-этюдов; тремоло. Работа над техникой исполнения должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приёмам происходит с постоянным усложнением. Комбинации арпеджио на открытых струнах: прямое движение: р – i – m – а; обратное движение: р – а – m – i; полное прямое: р – i – m – а – m – I; полное обратное: р – а – m – i – m – а; ломаное: р – i – m – i – а – i – m – I; На практических занятиях следить за чёткостью исполнения, чистотой звука и правильными движениями пальцев руки; направление движения пальцев i m a после извлечения звука – строго к 6 струне. 7. Разучивание аккордов Теория: Базовые аккорды и аппликатуры. Минорные аккорды, мажорные аккорды. Септаккорды. Баррэ. Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов. Табулатура. Аккордовые последовательность – основа гармонии в музыке. Практика: Графическое изображение аккордов, обозначение; игра учащегося минорных, мажорных аккордов, септаккордов, аккорда баррэ (Фа мажор) с использованием приёмов «боем», «щипком», глиссандо, арпеджио. Разучивание аккордовых последовательностей в тональности Ля минор и Ми минор. Следим за качеством звука, правильной работой пальцев правой руки. Отработка подвижности и независимости пальцев правой руки в различной последовательности. Проверка знаний аппликатуры. 8.Работа над музыкальным произведение Теория: Основные этапы работы над музыкальным произведением: 1.Создание общего представления о музыкальном произведении, знакомство с ним и его особенностями; 2.Изучение произведения в деталях, работа над преодолением сложностей произведения, отдельных тактов, фраз и т. д.) 3.Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое. Практика: Показ самим педагогом произведения целиком ученику. Затем беседа о произведении, об авторе и характере произведения. Ученик не только слушает, но и активно участвует при обсуждении произведения. Фактура произведения должна быть понятна ученику. В основе работы над музыкальным произведением лежит принцип последовательного разучивания. Работа над произведением представляет собой решение комплекса различных задач: художественных, технических, формообразующих. На всех этапах педагог должен помочь ученику в их реализации, облегчая и создавая условия для воспитания творческой личности. 9. Обобщающие, итоговые занятия. Теория: Повторение пройденного обучения. Обобщение. Диагностика уровня освоения программы. Самоанализ учащимися своих достижений. Практика: Повторение изученного материала. Подготовка, репетиции к концертным выступлениям и отчётному концерту. 1.4Планируемые результаты освоения программы. В конце учебного года учащийся должен: - ответить на вопросы по теории: устройство гитары, «испанский» строй 6-ти струнной гитары, обозначение пальцев правой и левой рук, унисон, арпеджио, трезвучие, аккорд, табулатура, тирандо, апояндо, глиссандо, реприза;. - знать азы настройки гитары, уметь настраивать по тюнеру, иметь практическое представление о настройке по эталонному инструменту и по 5 ладу; - уметь ориентироваться в базовых общих нотных обозначениях и терминах, отличать мажор от минора; - исполнить октавы и аккордовые последовательности в Ля миноре и Ми миноре; - исполнить один-два этюда; - исполнить одну-две песни под свой аккомпанемент. Личностные: у учащихся будут – развиты такие качества характера как: трудолюбие, дисциплина, ответственность, самостоятельность, упорство, – сформировано положительное отношение к процессу обучения, в т.ч. умение адекватно воспринимать критику со стороны, – воспитаны толерантность и уважение ко всем народам и этническим группам посредством знакомства с богатством музыкальной культуры различных стран и эпох. Предметные: учащиеся знают устройство инструмента, имеют навыки настройки инструмента, гитарного аккомпанемента, освоили базовые способы звукоизвлечения, приёмы игры на гитаре. Овладели начальной музыкальной теоретической грамотностью. Метапредметные: у учащихся будут развиты коммуникативные навыки (в т.ч. Культура общения с ровесниками и с людьми старшего поколения, разовьются музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, воображение, мышление, любознательность, эмоциональная отзывчивость, сформируется мотивация к познанию и творчеству в выбранном виде деятельности, самосовершенствованию. РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1Календарный учебный график Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом в форме таблицы, представленной ниже. № п\ п Дата проведения Наименование темы Всего часов Теория Практика Форма занятий 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - Удобный, хорошо проветриваемый класс. - Нотная литература. - Аудио- и видеоаппаратура: компьютер, видеокамера. Информационно-методическое обеспечение: - Обучающие схемы, таблицы аккордов; - Сборники авторских и эстрадных песен, в том числе созданные автором программы; - Подборка песенного репертуара из периодических изданий; - Интернет-ресурсы: www.ateusclub.ru www.akkords.net www.pesnibardov.ru www.bard.ru https://nagitaru.ru/igra-na-gitare/video-uroki/ Песни под гитару. Аккорды песен. Видео уроки. Интересное и полезное. - Музыкальные инструменты. Кадровое обеспечение Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать такими профессиональными и личностными компетенциями: быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей; иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; уметь осуществлять деятельность обучающихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы (набор, организация деятельности, консультирование, контроль, результативность, профориентация); уметь организовывать досуговою деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (посещение кино, театров, музеев, выставок, проведение совместных мероприятий…); обеспечивать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания (родительские собрания); уметь осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы (проведение аттестации обучающихся, анализ и корректировка собственной оценочной деятельности); уметь разрабатывать программно-методического обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы (разработка программ, планирование занятий и досуговой деятельности, разработка системы оценки достижения планируемых результатов) 2.3 Формы аттестации В течение года в ходе реализации программы предусмотрены следующие виды контроля: Вводный. Проводится в сентябре с целью выявления знаний о музыкальном инструменте. Форма: беседа для выявления кругозора и личной мотивации обучающихся. Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года с целью отслеживания уровня освоения программы и развития личностных качеств обучающихся. Промежуточный (декабрь). Проводится с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и учёта изменений личностных качеств каждого из детей. Форма: опрос, выполнение контрольных заданий. Итоговый. Проводится в конце обучения по программе и выявляет уровень освоения программы, сформированность их теоретических знаний, практических навыков. Проходит в форме зачётного занятия, участия в концертах и конкурсах. Зачётные требования В конце учебного года учащийся должен: ответить на вопросы по теории: устройство гитары, «испанский» строй 6-ти струнной гитары, обозначение пальцев правой и левой рук, унисон, арпеджио, трезвучие, аккорд, табулатура, тирандо, апояндо, глиссандо, реприза. знать азы настройки гитары, уметь настраивать по тюнеру, иметь практическое представление о настройке по эталонному инструменту и по 5 ладу. уметь ориентироваться в базовых общих нотных обозначениях и терминах, отличать мажор от минора. исполнить октавы и аккордовые последовательности в Ля миноре и Ми миноре. исполнить один-два этюда исполнить одну-две песни под свой аккомпанемент. 2.4. Оценочные материалы Шкала оценки теоретических знаний и практических умений обучающихся: 3 балла – может ответить на любой вопрос по теоретической части в соответствии с темами программы, применять свои знания на практике в полном объёме. 2 балла – может ответить на половину вопросов и частично применяет знания на практике. 1 балл – имеет представление о теоретической основе и применяет на практике с подсказкой педагога. По итогам освоения программы заполняются сводные информационные карты 14 «Уровень освоения (Приложение 1). дополнительной общеобразовательной программы» Оценка личностного роста определяется педагогом субъективно по итогам наблюдения диагностической карты «Личностные качества обучающихся» (Приложение 2): 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень. По итогам наблюдения заполняется информационная карта «Уровень развития личностных качеств, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Поющая гитара». 2.5 Методические материалы Методы обучения: Наглядный – практический показ способов деятельности (технические упражнения); Словесный – объяснение, передача информации словами; Объяснительно-иллюстративный – объединяет два предыдущих, передаёт информацию различными средствами; дети воспринимают, осознают, фиксируют данную информацию; Практический - практическая деятельность детей по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способах деятельности; «Игровой» – использование игровых моментов, упражнений, «включение» художественного и образного мышления детей; Самостоятельный – дети самостоятельно проводят занятия или его часть, самостоятельно выполняют задания педагога. Программа построена на следующих принципах: доступности (с учётом возрастных и психологических особенностей), заинтересованности, наглядности, индивидуальности, комплексности, системности и последовательности, преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе освоенного материала) Основные приёмы, используемые педагогом в организации образовательного процесса: Убеждение – одна из форм педагогического воздействия на ребёнка. Формы убеждения слово, дело, пример, одна из форм убеждения – опора на мотивацию, например, для того, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, необходимо долго тренироваться. За убеждением обязательно следует призыв к конкретной 15 деятельности. Упражнения – специальные упражнения тренировочного характера. Цель упражнений – выработка, закрепление умений и навыков. Стимулирование – т. е. побуждение к чувствам, действиям. Это поощрение (похвала, поддержка,одобрение, награждение. Создание ситуации успеха – т. е. формирование у каждого ребёнка опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих знаний, умений, навыков, своих способностей. 16 Список литературы для использования педагогом 1. Л. Иванова Школа радости, сборник пьес для гитары, СПб, 2020. – с.22 2. Людмила Иванова Пьесы для начинающих, маленькому гитаристу, Спб, 2013. – с.42 3. А.М. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре, Ростов-наДону, 2007. – с.151 4. В. Калинин Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Новосибирск,2011. – с.68 5. А. Сеговия Моя гитарная тетрадь, Минск, «Пара Ла Оро», 2008, – с.48 6. Хрестоматия юного гитариста, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009, – с.158 7. М. Александрова Азбука гитариста для шестиструнной гитары, М. «Кифара», 2016.-- с.115 8. Юному гитаристу, учебно-методическое пособие, М. 2009. – с.40 9. А.В. Афанасьев Азбука балалаечника, Аллегро 2017, с. 75 10. Г. Андрюшенков Школа-самоучитель игры на балалайке, Спб. – с.90 11. В.А. Сухомлинский Сердце отдаю детям, Киев. 1973 – с. 242 12. Песенники, сборники детских, лирических и бардовских песен. 17 Примерный репертуарный учебный список нотных произведений и песен, входящих в программу обучения объединения «Поющая гитара» на 2023-2024гг. 1. Одноголосые мелодии: «Вася-василёк», «Ах, ты, котенька-коток...», «Пошёл кот под мосток...», « Два котёнка, два тигрёнка...», «Петушок», «Лепёшки», «Андрей-воробей», «Солнышко», «Белочка», «Пеликан», «Ручеёк», «Звонок», «Листопад», «Тише, мыши, кот на крыше...», «Во поле берёза стояла...», «Ёлочка» и др. 2. Мелодии с басами: «Дождик», «Коровушка» (нар.) 3. Маленькие пьески Л. Ивановой: «Посидим, поговорим», « Звёздочки» 4. Маленькие этюды В. Калинина, «Полька», «Маленький испанец» 5. Маленький вальс А.М. Иванова-Крамского 6. Маленький вальс В.Катанского 7. Старинные этюды 8. «Зелёные рукава» (англ.неиз.авт.) 9. Вальс Ф.Карулли 10. Этюд Ре минор Х.Сагрераса 11. «Андантино» М.Каркасси 12. «Жар гитары» Д.Вандерса 13. Этюды Д.Агуадо 14. М.Джулиани «Этюд N5» («Ручеёк»), «Аллегро» 15. Малагуэна (исп.нар.) 16. Романс Гомеса 17. Испанский вальс Н.Паганини 1. 2. 3. 4. Песни для начинающих на двух аккордах: В горнице (Н. Рубцов) Бумажный солдат (Б. Окуджава) Простая песенка (С. Матвиенко) Песенка мышонка ( муз. А. Флярковский, сл. Е. Карганова) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Детские песни: 1. Бабушке и маме (авт. неизв.) Мама (авт. неизв.) Бабушка (И. Конвенан) Бабушкины сказки ( В. Крахмалёв) Кузнечик ( муз. В. Шаинский, сл. Н. Носов ) Когда мои друзья со мной... ( муз. В. Шаинский, сл. М. Танич ) Песенка друзей ( муз. Г. Гладков, сл. Ю. Энтин) Песенка крокодила Гены ( муз. В. Шаинский, сл. А. Тимофеевский) Я на солнышке лежу (муз. Г. Гладков, сл. Ю. Козлов) 18 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Чунга-Чанга из м/ф «Катерок» (муз. В. Шаинский, сл. Ю. Энтин) Голубой вагон (муз.В. Шаинский, сл. Э. Успенский) Облака – белогривые лошадки (муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов) Розовый слон ( муз.С. Пожлаков, сл. Г. Горбовский) Совершите чудо! (муз. Е. Птичкин, сл. М. Пляцковский) Дорогою добра ( муз.М. Минков, сл. Ю. Энтин) Вальс снежинок ( муз.В. Шаинский, сл. А. Внуков) Зима в избушке ( муз. Э. Ханок, сл. С. Островой ) Кабы не было зимы ( муз. Муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин) Прекрасное далёко ( муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин ) Ты да я, да мы с тобой ( муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Лирические, романтические, орлятские песни: Песня о добром человеке ( муз. С. Пожлаков, сл. Р. Амусина) Мы пройдём сквозь земной простор (авт. неизв.) У похода есть начало (муз. В. Шаинский, сл. М. Львовский) Ассоль-Грей (авт. неизв.) Маленький принц ( муз. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравов) Млечный Путь ( муз.А. Рыбников, сл.И. Кохановский ) Малая родина (муз. А. Морозов, сл. Ю. Паркаев) Если падают звёзды ( авт. неизв.) Трава у дома (муз. В. Мигуля, сл. А. Поперечный) Я полечу ( муз. русский текст Н. Анисимов) Кораблик детства (авт. неизв.) Расстояния (авт. неизв.) Бродячие артисты ( муз.Л. Варданян, сл. И. Шаферан) Зелёная карета ( муз. А. Суханов, сл. О. Дриз) Листья жёлтые ( муз.Р.Паулс, сл.Я.Петерс, перевод И.Шаферан) Четыре стены ( авт. неизв.) Домик на окраине ( муз. В. Мигуля, сл. А. Поперечный) Домик окнами в сад ( муз. А. Морозов, сл. А. Поперечный) Я вспоминаю часто сказку (авт. неизв.) Всё к лучшему (муз. А. Журбин, сл. Б. Заходер) Мы желаем счастья вам! (муз. С. Намин, сл. И. Шаферан) Песни на военную тему: 1. Катюша (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский) 2. Журавли (муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнев) 3. В полях за Вислой сонной ( муз. А. Эшпай, сл. Е. Винокуров) 4. На Безымянной высоте ( муз. В. Блантер, сл. М. Матусовский) 5. Вальс ( муз.Д. Тухманов, сл. В. Харитонов 6. Махнём не глядя из к/ф «Щит и меч» (муз.В. Блантер, сл. М. Матусовский) 7. Вспомните, ребята ( муз.В. Берковский, сл. Д. Сухарев) 8. Баксанская фронтовая (авт. солдаты-альпинисты) 19 9. 10. 11. 12. Песни наших отцов ( муз. Я. Дубровин, сл. В. Суслов) Тишина ( Л. Гуров) Последний бой ( М. Ножкин) Была война ( муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв) Авторские песни: Булат Окуджава – «До свидания, мальчики» «Не верь войне, мальчишка» «Здесь птицы не поют» «После дождичка» «Виноградная косточка» «Живописцы» «Давайте, восклицать!» Владимир Высоцкий – « Он не вернулся из боя» «Парус» «Песня о друге» «Вершина»» «Ну, вот исчезла дрожь в руках» «Звезда по имени Солнце» « Кукушка» Юрий Визбор – «Россия» «Серёга Санин» «Зимородок» «Солнышко лесное» Роза Ченборисова, Игорь Сидоров – «Люди идут по свету» Юрий Кукин – «За туманом» Александр Городницкий – «Атланты» Александр Дольский – «Звезда на ладони» Вадим Егоров – «Облака», « Друзья уходят» Олег Митяев – «Как здорово», «Давай, с тобой поговорим» Александр Суханов – «Буду искать» Ирина Левинзон – «Осень, она не спросит» Валерий Миляев – «Весеннее танго» 20 Сергей Крылов – «Зимняя сказка» Александр Волков – «Шёпот ветра» Песни тарусских авторов: Эдуард Мазнев: Песня о Тарусе Виктор Иванов: Улыбка Утро Тарусы ( стихи Бориса Шипилова) 21