Театральня студия Дом

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название
программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности
Театральная студия «ДОМ»

Автор-составитель
программы, должность
Адрес реализации
программы

Стародубцева А. А., педагог дополнительного
образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. ТАРУСА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Вид программы
Направленность
Срок реализации
программы
Возраст детей
Название объединения

Адрес: Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького, д.24
Тел. 8(48435)21183
- по степени авторства модифицированная,
- по уровню сложности –базовая
художественная
1 год (144 часа)
От 6 до 13 лет
Театральная студия «ДОМ»

РАЗДЕЛ 1.
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы художественная
Вид программы:
- модифицированная;
- базовая

Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации – русский
Программа

разработана

на

основе

требований

следующих

нормативно-правовых

документов:
1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ « внесении изменений в
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;
4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;
5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р);
6) «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»);
7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях
методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);
8) Устава МБОУ ДО «ТДДТ».

Актуальность программы
Театрализованная деятельность представляет собой органический
литературы,

музыки,

танца,

актерского

мастерства

и

синтез художественной

сосредотачивает

в

себе

средства

выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического
с восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания
об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств,
которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои
мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.

Отличительные особенности программы
Программа вовлекает в учебный процесс детей всех категорий, в том числе с ОВЗ.
Театр, как вид искусства, является средством познания жизни, но и школой нравственного и
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Особенности театрального искусства–массовость, зрелищность, синтетичность–предполагают ряд
богатых возможностей, как в развивающее – эстетическом воспитании детей, так и в организации их
досуга. Театр-симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.

Поэтому

занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным
искусством и прикладными ремеслами.
Программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность
воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а
главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в
коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства,
эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры,
театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать
свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и
детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют
развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в
отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Новизна программы Театральная студия «ДОМ» состоит в системно-комплексном подходе к
театральному образованию обучающихся через использование методов театральной педагогики и
образовательных инновационных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением
игровых и здоровьесберегающих технологий новых информационных технологий, проектной
деятельностью. Программа строит занятия на развивающей основе театральных игр и этюдов,
актерских тренингов, творческих заданий, театрализаций.
Занятия

театральным

искусством

включает

в

работу

физический,

эмоциональный,

интеллектуальный аппарат человека. Программа способствует подъему духовно- нравственной
культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка,
оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Педагогическая целесообразность

Образовательная программа театральная студия

«ДОМ» педагогически целесообразна, т.к.

направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом учащемся, на выражение его
личного «Я» и помогает решить следующие проблемы:
1) Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке в школе.
2) Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и
духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.
3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников, философские
представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и
невозможного посредством игры, формирует 7 мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает
самостоятельное и независимое мышление. Занятия театральным творчеством приобщают учащихся к
музыке, литературе, изобразительному искусству.
4) Привлечение учащихся к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из
острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания учащихся «на улице».
5) Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их личностному росту.
Театральная модель жизненных ситуаций позволяет учащимся приобрести полезные навыки для
преодоления конфликтов и создания вокруг себя комфортной среды. Театральное творчество богато
ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик
школьника на всю жизнь.

Адресат программы:

данная программа предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 13

лет.

Состав группы, особенности набора
В объединение принимаются обучающиеся, проявляющие интерес к занятиям театральной
деятельностью, на основании заявлений от родителей (законных представителей). На 1 год обучения
принимаются дети после предварительного просмотра. Педагог проводит входную диагностику.
Наполняемость групп 1 года обучения – не менее 15 человек. Группы разновозрастные.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход,
зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы: ознакомительный и
развивающий.

Основные

дидактические

принципы

программы:

доступность

и

наглядность,

последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному.

Объем программы 144 часа.
Сроки освоения программы 1 год обучения (144 часа)
Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Формы обучения Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с
помощью интернет ресурсов.

Форма организации образовательной деятельности

Программой предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные, в т.ч. самостоятельные,
занятия.
Аудиторные занятия – занятия в пределах учебного класса, задания выполняются под
непосредственным руководством педагога.
Внеаудиторные - занятия, проводимые вне стен образовательной организации: выезды, походы,
экскурсии, квесты, и т.п. как под руководством педагога, так и без его непосредственного участия,
(самостоятельная работа над проектами, подготовкой к конкурсам и другим образовательным
мероприятиям), но по разработанному педагогом заданию. Внеаудиторные занятия могут быть как по
учебному плану, так и за рамками часов учебного плана.

Формы проведения занятий:
- традиционное занятие
- комбинированное занятие
- практическое занятие
- репетиция
- тренинг
- игра (деловая, ролевая)
- праздник
- мастерская
- конкурс, фестиваль
- творческая встреча
- онлайн занятие и т.д.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического
образования, развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное
раскрепощение, преодоление «боязни сцены».
Задачи программы:
Обучающие:
1. обучить детей основам театральной деятельности;
2. познакомить детей с театральной терминологией, видами театрального искусства, с
устройством зрительного зала и сцены;
3. обучить приемам выразительности речи;
4. обучить основам коллективной творческой работы;
5. обучить детей умению выступать на сцене и концентрировать внимание.
Развивающие:
1. развивать вкус к чтению и любовь к литературе;
2. развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
3. развивать способность определять основную мысль и сверх задачу литературного произведения;
4. развивать способность формулировать мысли, умение слушать музыку;
5. развивать образное видение.

Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство ответственности;
2. Воспитывать чувство саморегуляции и самоконтроля;
3. воспитывать у детей коммуникабельность;
4. воспитывать у детей организаторские способности;
5. воспитывать у детей художественный вкус;
6. воспитывать у детей активность, трудолюбие.

1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

3

3

Практи
ка
-

2

История театра. Театр как вид
искусства.

24

5

19

3

Основы театральной культуры.

32

7

25

4

Сценическая речь

22

4

18

5

Ритмопластика.

22

4

18

6

Работа над пьесой

34

8

26

7

Мероприятия и психологические
практикумы.

5

-

5

8

Итоговое занятие.

2

-

2

144

31

113

ВСЕГО:

Всего

Теория

Формы контроля

Анкетирование,
беседа.
Блиц-опрос,
самостоятельные
импровизации,
творческие задания.
Анализ практической
деятельности.
Исполнение каждым
воспитанником работ
чтецкого репертуара.
Этюды,
показ разученной
композиции.
Анализ пьесы,
творческие работы.
Показ спектакля.
Совместное
обсуждение и оценка
проделанного.
Самоанализ
деятельности.

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие – 3 часа
Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году
обучения.
Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».
Форма проведения занятия – игра-путешествие.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

2. История театра. Театр как вид искусства - 24 часов
Страницы истории театра: театр Древнего Востока.
Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах Древнего
Востока.
Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка, кульминация,
промежуточные события, главные герои-противники. Реконструкция мистерии «Песнь семи
Хатхор».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический

материал:

карточки

с

раздаточным

материалом,

таблицы

для

драматургического анализа мифа.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
Страницы истории театра: театр Древней Греции.
Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная
роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное
средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики
персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.
Практическая работа: Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик».
Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением
сценической

площадки

древнегреческого

театра.

Заочная

экскурсия

по

современному

театральномузданию.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.
Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа
композитора. Либретто. Значение сценографии.
Практическая

работа:

Просмотр

спектакля

(телеспектакля)

музыкального

театра.

Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось».
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный,
метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с
музыкальными спектаклями.
Форма подведения итогов: творческие работы на тему: «О чём рассказала музыка».
Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Теория: Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники». Изобразительное
искусствои театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.
Практическая

работа:

Просмотр

театральных

постановок

драматического

театра.

Закрепление представлений и зрительского опыта воспитанников в рассказах, сочинениях,
рисунках. Практическая работа по составлению произведений различных видов
искусства (воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Упражнения
«Вихрь», «Выбор» (литературный этюд).
Формы проведения занятий: творческая лаборатория.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов:

Творческие задания

по

сопоставлению литературного

прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы, балета и т.д.
3. Основы театральной культуры - 32 часов
Средства актёрского искусства.
Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий
персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке.
Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть
статичность исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).
Практическая работа: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной
ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных
составах. Определение различий в характере действия или «Большое зеркало». Упражнения на
коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один...». Превращения заданного предмета с помощью
действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
Актер и его роли.
Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого воспитанника как
средство активизации овладения техникой действий.

Практическая

работа:

упражнения

на

коллективную

согласованность

действий

(одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть
один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек,
или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это
…»
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
Бессловесные и словесные действия (повторение).
Теория:

Этюдное

оправдание

заданной

цепочки

словесных

действий. Зарождение

представления о действенном характере замысла этюда (парного).
Практическая работа: Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные
стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
методимпровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Сценическая речь – 22 часов
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные
воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе.
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на
рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна»,
«Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.
Естественное построение фразы.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

1
1

Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности исполнения лирики.
Практическая

работа:

самостоятельная

подготовка

произведения к

исполнению (наматериале русской прозы и поэзии).
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания,метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкогорепертуара.

Словесные воздействия.
Теория:

Их

классификация.

Текст

и

подтекст

литературного

произведения.

Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с
жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»:
превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощником).

Работа

над

художественным

произведением.

Подготовка

чтецкого

репертуара.
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания,метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкогорепертуара.

5. Ритмопластика –22 часов

Основы акробатики.
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа

с предметами.

Техникабезопасности.
Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса:
«Ветрянаямельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка»,
«Собачка»,

«Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения: падения вперед согнувшись,

1
2

падениеназад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, методвзаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение
танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая работа: Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка,
тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под

музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы
разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная
мельница»,
«Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Основные элементы бального танца
«Венский вальс»: вальс – простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и
правый поворот, фигура перемена направлений (правая и левая). Кружева. Волчок.
Приблизительная схема танца на 8 тактов.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, методвзаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: Составление и разучивание танцевальной композиции с
выученными элементами.
6. Работа над пьесой – 34 часов
Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных

событий,

являющихся

поворотными

моментами

в

развитии

действия.

1

Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. 3
Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор
о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания,метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
Текст-основа постановки.
Теория:

Повествовательный

и

драматический

текст.

Речевая

характеристика

персонажа.
Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
Театральный грим.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.
Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем,
помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

Театральный костюм.

1
4

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе ихарактере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств.
Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7.Мероприятия и психологические практикумы - 5 часов.
Теория: Знакомство

с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.

Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники,
конкурсы. Приёмы и методы: эвристический,
метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка проделанного.
8.Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; этюды на
оправданиезаданных словесных действий; чтецкие работы по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: экзамен-выступление.

1
5

Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

1.4 Планируемые результаты
Оказание
помощи
ребенку
в
процессе
самопознания и
саморазвития,
активизация его познавательных интересов, а также раскрытие
творческой индивидуальности ребенка.

.
Обучающиеся будут знать:


теоретические основы актёрского мастерства;



этапы работы над спектаклем;



законы сценического действия;



историю и виды грима;



основные приёмы гримирования;



теоретические основы сценической речи;



принципы построения литературной композиции.

Обучающиеся будут уметь:


владеть комплексом артикуляционной гимнастики;



действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;



произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить
на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;



произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;



читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;





строить диалог с партнером на заданную тему;



подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Личностные результаты

Адаптация ребенка в коллективе. Снятие внутренних зажимов.
Развитие творческих способностей детей.
Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения
к работе.Воспитание зрительской культуры.
Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.


Метапредметные результаты

1
6

Развитие личностных и творческих
способностей детей.Снятие внутренних
зажимов.
Развитие интереса с сценическому искусству.
Развитие способности искренне верить в

любую

воображаемую ситуацию,

превращать ипревращаться.


Предметные результаты

Знакомить детей с миром театрального искусства.
Ознакомление с основными компонентами профессии
актера.
Знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства.

РАЗДЕЛ № 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

1
7

2.1 Календарный учебный график
№

Дата

Тема занятия

Количество
часов
3

Вводное занятие.
Вводный
инструктаж

1
2

История театра.
искусства

3

Основы театральной культуры

32

4

Сценическая речь

22

5

Ритмопластика

22

6

Работа над пьесой

34

7

Мероприятия и психологические 5
практикумы

8

Итоговое занятие

ИТОГО

Театр

как

вид 24

2

Форма занятия
Анкетирование,
беседа.
Блиц-опрос,
самостоятельны
еимпровизации,
творческие задания.
Анализ практической
деятельности.
Исполнение каждым
воспитанником работ
чтецкого репертуара.
Этюды,
показ разученной
композиции.
Анализ пьесы,
творческие
работы.Показ
спектакля.
Совместное
обсуждение и оценка
проделанного.
Самоанализ
деятельности.

144

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
компьютер
мультимедийная доска
колонка
декорации
реквизит
костюмы
литература
сценическая площадка, хорошо проветриваемое помещение;
костюмерная.
Дидактический материал: альбомы репродукций картин, памятки, научная и
специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы,
компьютерные программные средства и др.
Информационное обеспечение:
аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
Кадровое обеспечение:










1

8
По дополнительной образовательной программе Театральная студия «ДОМ» будут
заниматься обучающиеся 6 – 13 лет под руководством педагога дополнительного образования
Стародубцевой А. А.

2.3 Формы аттестации (контроля)
Время

Цель проведения

Форма контроля

проведения
Вначале

Начальный контроль
Определение уровня
Беседа, опрос,

Учебного года

развития учащихся, их

тестирование, анкетирование.

способностей.
Текущий контроль
В течение всего Определение степени
Педагогическое
Учебного года

усвоения обучающимися

наблюдение, опрос, контрольное

учебного материала.

занятие. Самостоятельная работа.

Определение готовности
детей к восприятию нового
материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности
обучающихся в обучении.

учебного года

Итоговый
Выявление отстающих
и контроль
Определение изменения
Театральная постановка,
опережающих обучение.
Уровня развития детей, их
тестирование, фото и картинная

или курса

творческих способностей.

В конце

выставка.

Определение результатов
обучения. Ориентирование
обучающихся на дальнейшее
обучение. Получение
сведений для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.

2.4 Оценочные материалы

1
9

Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей детей и определения природных физических
качеств у обучающихся.
Формы диагностики:
-педагогическое наблюдение;
-опрос;
-выполнение практических заданий педагога.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных
качеств учащихся.
Формы:


педагогическое наблюдение;



опрос на выявление умения рассказать правило исполнения и показать

основныеэлементы, рисунки и манеру исполнения танцев по программе обучения.


выполнения тестовых заданий на знание терминологии;



творческий показ;



анализ педагогом и учащимися качества выполнения творческих работ.

Промежуточный контроль предусмотрен в декабре с целью выявления уровня
освоенияпрограммы учащимися и корректировки процесса обучения.
Среди критериев, по которым оценивается качество освоения программы, выделяются:


Двигательные способности, координация;



Концентрация внимания;



Выполнение заданий;



Творческие способности.

Формы:


Игровые формы;



Исполнение упражнений, танцевальной композиции.

Итоговый контроль проводится в мае. Цель – выявление результатов сформированности
уровняумений и навыков основных видов движений.
Формы контроля:
-открытое занятие для родителей и педагогов.
-анализ участия коллектива и обучающихся в мероприятиях.
Диагностика личностного развития учащихся проводится по следующим
параметрам:Культура речи:

2
0

правильность
чистота
темп речи
сила голоса

2. Чувство ритма
3. Пластика движений
4. Концентрация внимание, память
5. Коммуникативные навыки
6. Творческое проявление исполнителя
Формы фиксации
Результаты участия в мероприятиях заносятся в журнал дополнительного образования
настраницу «Достижения обучающихся».
Педагог подсчитывает баллы каждого учащегося и коллектива в целом, затем по общей
суммебаллов выводит рейтинг творческой активности каждого ребенка.
После проведения педагогом диагностики или контроля заполняется информационный
лист, вкоторым отражены данные по каждому обучающемуся.
Для успешной работы коллектива очень важно тесное взаимодействие педагога с
родителями.
Формы работы с родителями


индивидуальные беседы с родителями;



проведение собраний на темы текущих дел коллектива;



пошив концертных костюмов (их элементов);



привлечение родителей к проведению праздников;



проведение открытых занятий для родителей;



посещение концертов коллектива;



анкетирование.

2.5Методические материалы
методические
особенности
организации
образовательного
процесса

2
1

Построение учебного занятия осуществляется с учетом
создания и поддержания высокого уровня познавательного
интереса
и
активности
обучающихся,
целесообразного
расходования времени занятия; применения разнообразных
педагогических средств обучения; личностно ориентированного
взаимодействия педагога с ребенком, практической значимости
полученных знаний и умений.
Программа обеспечивает преемственность, как в
содержании, так и в методах обучения, каждая тема курса
опирается на науку и действительность и использует в своем
содержании межпредметные и метапредметные связи.
В конце каждого раздела курса предусмотрены занятия
обобщения и систематизации. Уровень программных требований
может быть уменьшен или расширен в зависимости от интересов
и возможностей учащихся.
Формы организации учебного занятия:
 беседа;
игра;
тренинг;
инсценирование;
конкурс;
 лекция;
упражнения;
этюды;
групповая и нндивидуальная работа.

методы обучения и
воспитания

 словесный;
 наглядный практический;
 частично-поисковый,
 исследовательский проблемный;
 дискуссионный;

педагогические
технологии

 технология индивидуализации обучения;
 технология группового обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология проблемного обучения;
 коммуникативная технология обучения;
здоровье -сберегающая технология.

дидактические
материалы





видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и
любительских кукольных театров
 репертуарные сборники пьес, книги по истории
кукольного театра, сборники детских сказок, стихов,
специальная литература по изготовлению кукол и
декораций
методологические разработки с творческими заданиями,
театральными играми и упражнениями по актерскому
мастерству.

2

методические разработки Поурочные разработки плана и сценарной концепции занятий, 2
сборники игр, методические по созданию костюма и образа,
маршрутные листы для экскурсий и заданий внеаудиторных
занятий, сборники музыкальных произведений.
В соответствии с локальными актами организации не предусматривает обучение по
индивидуальному учебному плану.

Список литературы

2
3

1.Будур, Н. Православные праздники. /Н. Будур. – М.: Олма-Пресс, 2002.
2. Чехов М. Тайны актерского мастерства. Путь актера. – АСТ, 2011.
3. Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе. /А.П. Ершова. – М. Академия педагогических
наук РФ, Научно-исследовательский исследовательский институт художественного воспитания,
1996.
4. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу
обучения в театральных школах, классах, студиях «Актерская грамота подростка», Московский
областной центр музыкально- эстетического воспитания, 1994.
5. Лоза О. актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды. – АСТ, 2009.
6. Захава Б. мастерство актера и режиссера. – Лань, 2019.
7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – АСТ, 2017.
8. Пеня, Т.Г. На пути к образу. /Т.Г. Пеня. – М.: РАО исследовательский центр эстетического
образования, 1995.
9. Петров, В.А. Нулевой класс актера. /В.А. Петров. – М.: Советская Россия, 1985.
10. Православная культура: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных
школ. /Ред. иеромонах Киприан (Ященко) – М.: Изд. Дом «Покров», 2004.
11. Хиллер Б. секреты актерского мастерства в Голливуде – АСТ, 2016.
12. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. /К.С. Станиславский. – М.: ВТО, 1974.
13. Чистякова, М.И. Психогимнастика. /М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990.
14. Что такое театр. – М.: Линка-Пресс, 1997. 32
Список литературы для обучающихся
1. Астахов, Н. Незримые ступени христианства. /Н. Астахов, Т. Белевич. – М.: Русский духовный
театр «Глас», 2008. – 208 с.
2. Бородина, А.В. Основы православной культуры. /А.В. Бородина. – М.: Православная
педагогика, 2004.
3. Н. Катина. «Праздники в школе и дома».
4. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. /В.Б. Розенвассер. – М.: Просвещение, 1979.
5. Рыбаков, Ю. Эпохи, люди русской сцены. /Ю. Рыбаков. – М.: Советская Россия, 1989.
6. Сац, Н. Дети приходят в театр. /Н. Сац. – М.: Искусство, 1960.
1. 7. Пауэлл М. Актерское мастерство для начинающих. – Эксмо, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».