Программа Народный танец

Пояснительная записка
На современном этапе развития социально-экономической сферы,
образования и культуры особую значимость приобретают вопросы творческого
развития

подрастающего

поколения.

В

обществе

возрастает

потребность

в

высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать
возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.
Всё это требует разработки новых, нетрадиционных подходов к развитию и
образованию детей.
Творчество

является

универсальным

механизмом

развития

детей,

обеспечивающим их вхождение в окружающий мир и формирование способа
существования в этом мире. Создание условий, которые позволяют ребёнку путём
проб и ошибок найти своё место в жизни, сделать свой правильный выбор, успешно
социализироваться в обществе – одна из важных задач педагога дополнительного
образования.
Дополнительная общеразвивающая программа «Народный танец» адресована
детям от 5 до 14 лет.
Направленность программы: художественная.
Уровень освоения: разноуровневый
Программа призван обеспечить поступательность процесса развития
творческих способностей у детей, обучающихся в хореографическом объединении
«Радуга» и предполагает реализовать систему педагогических условий, включающую в
себя:


организацию участия детей в разнообразных видах и формах творческой деятельности;
признание ведущей роли развивающего обучения;



обогащение содержания образования знаниями достижений отечественной культуры;



профессионально-творческую готовность педагога к организации поступательного
развития творческих способностей на возрастном этапе от 5 до 14 лет;



осуществление преемственной работы по развитию творческих способностей детей
между возрастными группами с опорой на наличный уровень творческих достижений
воспитанника;



активное включение родителей в процесс развития творческих способностей
детей;



личностно-ориентированное сотворчество (сотрудничество) педагога с ребенком;



создание атмосферы любви и свободы во всех видах деятельности ребенка;



обеспечение осознания самим ребенком, родителями и окружающими сверстниками
успешности его творческого развития.
Программа объединяет несколько направлений хореографического искусства:
народный танец,

эстрадный танец. Все это направлено на получение благоприятного

результата в развитии танцевальных способностей детей, реализацию себя и своих
возможностей в нескольких направлениях.
Отличительной

особенностью

данной

программы

является

не

столько

хореографическая подготовка ребенка, сколько помощь в его творческой самореализации,
физическом и нравственном саморазвитии, в обретении гармонии с собой и окружающими.
Формой реализации педагогического замысла является хореографический
ансамбль, объединяющий искусство хореографии с музыкой, пластикой, театральносценическим действием, сценическая практика, концертная деятельность, организация
социально-значимой деятельность детей и воспитывающий досуг.
Предпосылками создания данной программы были: опыт многих лет, накопленный
педагогом в области хореографии и работы с детским хореографическим коллективом,
участие коллектива во многих конкурсах и фестивалях различного уровня.
Настоящая программа разрабатывалась с опорой на имеющиеся типовые
образовательные программы в области хореографии детских школ искусств,
учреждений дополнительного образования. Из вышеуказанных программ взяты
методы и формы преподавания основ хореографии в области народного и эстрадного
танцев.
Цель программы: развитие творческих способностей и двигательной культуры
детей через занятия хореографией.
Задачи:
обучающие:


приобретение обучающимися дополнительных знаний в таких
предметных областях как народный танец, народно-стилистический
танец.



освоение техники исполнения народного, народно-стилизованного танца,
эстрадного танцев.



формирование знаний и практических умений в предметных областях
программы, необходимых для профессионального самоопределения.

развивающие:



развитие творческих способностей обучающихся;



развитие коммуникативных способностей;



создание условий для самореализации обучающихся средствами танца,
танцевальной практики и публичного выступления.

воспитательные:



формирование активной жизненной позиции;



воспитание уважения к истории и традициям ансамбля;



воспитание нравственных качеств личности;



формирование волевых качеств: целеустремленности, ответственности
настойчивости;



воспитание ценностного отношения к отечественной истории и культуре,
художественного вкуса и способности эстетического восприятия жизни;



стимулирование потребности в социально-значимой деятельности,
формирование доброго отношения к другим людям.

Результат программы: в результате обучения по программе обучающиеся
должны:


научиться владению техникой исполнения народного, народно-стилизованного и
эстрадного танцев в объеме, определенном учебным планом программы;



овладеть танцевально-пластической культурой,



иметь базовые знания в таких предметных областях как: народный танец, народностилистический танец, эстрадный танец.



развить потребность активно участвовать в творческом процессе на занятиях
хореографией и в исполнительской практике,




владеть навыком самостоятельно добывать знания, стремиться к саморазвитию;
быть целеустремленными, трудолюбивыми, ответственными, отзывчивыми и
добрыми в отношении к другим людям.
Реализация программы осуществляется в течение 1 года:



Первый уровень обучения (от 3 до 8 лет) - дети получают базовые

теоретические знания в области хореографии, у них формируются устойчивые умения и
навыки танцевальной пластики, образного мышления и творческого воплощения
хореографического образа;


Второй уровень обучения (от 9 до 12 лет) - теоретическая база расширяется и

обогащается новыми знаниями, продолжается работа по формированию умений и
навыков по всем разделам программы, расширение музыкально-пластического
кругозора обучающихся; накопление «пластического» опыта; тренировка музыкальной
и двигательной памяти, мышления, воображения, формируется опыт сотворчества с
педагогом в создании танцевальных композиций; происходит накопление
исполнительского опыта;


Третий уровень обучения (от 13 до 17 лет) - выполняет двойную функцию: с

одной стороны – это умение применять ранее полученные знания и навыки на

практике; с другой - это углубление познаний в области хореографического искусства,
реализация себя как сценического исполнителя; творческое и активное участие в
постановке танцевального произведения.
В хореографическом объединении «Радуга» используется групповая форма
обучения. Во время групповых занятий приемлем фронтальный способ обучения, при
котором серию движений одновременно выполняют все обучающиеся.
Наряду с традиционными формами организации занятий предусмотрены и другие
формы организации образовательного процесса:


индивидуальные и занятия с малыми группами, направленные на выравнивание

уровня освоения программного материала всеми детьми;


работа с солистами (для пополнения репертуара сольными постановками и

включения соло в массовые танцевальные постановки)


творческие мастерские, мастер-классы специалистов в области хореографии.
Режим организации занятий

Года обучения
Первый уровень
обучения (младший
состав)
Второй уровень
обучения (средний
состав)
Третий уровень
обучения (старший
состав)

Продолжительность
занятия
2

Периодич
ность в
неделю
2

2

2

Количество часов
в неделю

Количество
часов в год

4

144

2

4

144

2

4

144

В связи с производственной необходимостью (увеличение учебных групп и др.)
педагог вправе определить одинаковое количество часов во всех годах обучения за счет
уменьшения часов по темам вариативной части программы.
Основными педагогическими технологиями образовательного - воспитательного
процесса являются:


игровые;



взаимного обучения: (динамичные пары, тройки, группы);



личностно-ориентированные;



коллективного творческого дела.

В соответствии с выбранными формами и педагогическими технологиями
отбираются и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительноиллюстративные, проблемные, методы контроля и методы стимулирования.

В построение занятий с обучающимися педагог использует следующие
методические приёмы:
 преимущественный показ упражнений педагогом. Показанное
упражнение воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его
длительное объяснение;
 творческие задания: импровизации на заданную музыку, когда детям
предлагается самим придумать художественный образ, выразить его в пластике,
применив танцевальную лексику на основе проученных движений, придумывание
новых танцевальных движений на основе предложенного стиля, сочинение комбинаций
с условием использования различных уровней (высокий, низкий, средний, партер),
сочинение сценического костюма, создание характерного грима;
 игра: выполнение упражнений импровизационного и имитационного
характера под задорную музыку позволяет не замечать утомления, превращает занятие
в веселую игру. Играя, дети одновременно упражняются, или, упражняясь, играют.
Оба эти явления взаимосвязаны;
 использование музыки: музыка является неотъемлемой частью
хореографического произведения, в художественном и эстетическом воспитании детей.
Нельзя рассматривать ее только как ритмическое сопровождение, облегчающее
исполнение движений, она должна быть активным участником движений,
эмоциональным стимулом к ним. Надо также иметь в виду, что положительные эмоции
музыка вызывает лишь тогда, когда она понятна;
 диалог как основа педагогического взаимодействия.
Реализация программы в полном объёме предполагает развитие у обучающихся:


знаний в области хореографического искусства и танцевальной
культуры;



творческого мышления и индивидуальных особенностей



приёмов самостоятельной коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;



нравственной воспитанности, выражающейся в поведении детей в
коллективе, их трудолюбия, ответственности на выступлениях, чувстве
товарищества, взаимопомощи;



общей культуры личности ребёнка;



сценической культуры и художественного вкуса.

В результате обучения по программе обучающиеся должны:


научиться владению техникой исполнения народного, и эстрадного танцев в объеме,
определенном учебным планом программы;



обладать способностью выразительного движения, музыкальности и пластичности;



обладать потребностью активно участвовать в творческом процессе на занятиях
хореографией, владению навыком самостоятельно добывать знания, саморазвития



творчески воспринимать окружающую действительность, знать историю коллектива,
соблюдает законы и традиции коллектива;



проявлять себя как яркая исполнительская индивидуальность, способная к
импровизации в танце, свободно выражающая свои впечатления с помощью пластики
тела;
быть целеустремленным, трудолюбивым, активным, ответственным,



отзывчивым и добрым в отношении к другим людям;
Мониторинг образовательного процесса.

Мониторинг образовательных результатов представляет собой
целенаправленную систематическую деятельность педагогов объединения по анализу
творческой деятельности детей, оценки их достижений и коррекции результатов.
По времени проведения педагогического мониторинга результатов обучения
детей по программе, можно выделить следующие виды контроля:
вводный контроль – проводится перед изучением подраздела или раздела и имеет цель
выявить исходный уровень подготовленности детей к изучению данного
образовательного материала; получить информацию для анализа и совершенствования
образовательного процесса.
текущий контроль – этот вид контроля, который определяет степень усвоения детьми
учебного материала, повышает ответственность и заинтересованность обучающихся в
усвоении материала, обеспечивает ритмичность и организованность учебной работы,
позволяет своевременно выявлять способности детей к усвоению образовательного
материала с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.
Текущий контроль проводится в процессе изучения нового теоретического и
практического материала.
итоговый контроль – проводится в конце полугодия или всего года обучения в виде
отчетного концерта, зачетного занятия.
Прямыми критериями результата реализации программы служат:
1. формирование у воспитанников базовых навыков хореографического,
музыкального и театрального искусства
2. достижения обучающихся в конкурсах и фестивалях различного уровня.
3. сохранность контингента обучающихся.
4. обеспечение психологического комфорта ребёнка в объединении
5. степень удовлетворённости образовательных запросов обучающихся и их
родителей.
Основные формы контроля и оценки деятельности обучающихся:



диагностика развития творческого потенциала воспитанника с применением

методики диагностики уровня творческой активности (подготовленной М.И.
Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем): опросник
«Чувство новизны», опросник «Критичность», испытание «Способность
преобразовывать структуру объекта», «Направленность на творчество»,
методика «Кляксы», методика «Заполни середину»,


оценка уровня творческого потенциала личности (микроисследование
«Творческий потенциал воспитанников»);



участие в конкурсах, концертных программах, фестивалях;



контрольные занятия;



психологическое диагностирование психологической комфортности,
воспитанности обучающихся и коллектива в целом.

Особенности образовательного процесса
В процессе обучения по программе педагог имеет право по своему усмотрению
уменьшать или увеличивать количество часов по разделам учебного плана в
зависимости от степени усвоения детьми материала и приоритетов развития
хореографического объединения «Радуга». Творческий продукт объединения «Радуга»
востребован в социуме города и за его пределами, поэтому коллектив ведет активную
концертную деятельность. Педагог вправе вносить коррективы в учебный план по
ходу жизнедеятельности ансамбля и дополнять либо исключать определенные темы,
включая их в тематический план на следующем году обучения. Это также связано с
тематикой смотров, фестивалей конкурсов хореографического творчества.

I. Содержание обучения
Содержание образовательного процесса представлено учебными предметами
(инвариантного и вариативного плана), которые составляют учебный план.
Объем педагогических часов программы составляет 432 часа.
Инвариантная часть программы представлена предметными разделами:
народный танец, общая физическая подготовка, предназначенными для дальнейшего
формирования у обучающихся физических данных, выносливости, выворотности,
растяжки, правильного исполнения упражнений тренажа т.е. «хореографической
школы» как базового стандарта подготовки ребенка. Это обеспечивает обучающихся
наличием к концу обучения хорошего исполнительского уровня, являющегося
обязательным для участника ансамбля, имеющего звание «образцовый».
Вариативная часть программы направлена на удовлетворение разнообразных
и творческих потребностей детей и создание каждому ребенку ситуации успеха.

Вариативная

часть

может

корректироваться

педагогом

ежегодно

– в

зависимости от уровня интересов и развития детей.
Предметы вариативной части учебного плана реализуются через организацию
групповых занятий, а также возможно проведение:


творческих мастерских;



мастер-классов;

Первый уровень обучения (младший состав)
Задачи:



поддержать заинтересованность ребенка в дальнейших занятиях в средней

группе хореографического коллектива;


формировать желание и умение учиться, воспитывать трудолюбие,

организованность, ответственность;


пополнять уровень теоретических знаний обучающихся, формировать

устойчивые умения и навыки танцевальной пластики;


развивать образное мышление и стремление к творческому воплощению

хореографического образа в исполняемых постановках;


создать атмосферу любви и свободы на занятиях, создавая ситуации успешности

каждого ребенка


повысить заинтересованность родительского коллектива в занятиях детей в

ансамбле.
Предполагаемые результаты:



сохранение контингента обучающихся при переходе в среднюю группу (особенно
мальчиков);



умение активно и продуктивно работать на занятиях, готовность к выполнению
единых педагогических требований;



овладение детьми базой теоретических знаний и практических умений и навыков в
соответствии с программным материалом первого уровня обучения



выполнение творческих заданий с проявление индивидуальности и новизны;
повышение физической выносливости, мышечной силы, растяжки;

Обучающиеся должны знать:



терминологию и технику исполнения изучаемых упражнений народного и
эстрадного танцев;



основы построения народного экзерсиса, урока эстрадного танца;



правила исполнения тренажных движений по изучаемым направлениям;

должны уметь:



выполнять тренажные упражнения;
владеть умением импровизировать и навыками сочинительства танцевальных
комбинаций



характер музыки и художественный образ танца.
Учебно-тематический план первого уровня обучения

№ Наименование темы,
п/п раздела

I.

Инвариантная часть

1.

Общая физическая
подготовка
Общеразвивающие
упражнения стрейчхарактера (растяжка)
Партер: упражнения на
развитие силы мышц
пресса
Партер: упражнения на
развитие гибкости
позвоночника
Народный сценический
танец
Упражнения у станка

1.1

1.2

1.3

2.
2.1

Количество часов
всего
108

6

6

6

10

Русский танец

10

3.

Постановка танца

15

4.

Репетиционная работа

15

5.

Сценическая практика

8

II.

Вариативная часть

1.

Детский эстрадный
танец
Изолированные
движения
Координация

36

Ступенчатое
расслабление
Кросс. Продвижение в
пространстве
Танцевальные
комбинации
Итого:

6

1.2
1.3
1.4
1.5

практика

18

2.2

1.1

теория

8
6

8
8
144
Содержание первого этапа обучения

Формы
аттестации/
контроля

Инвариантная часть
1.Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) призвана укрепить и развить мышечный и
суставный аппарат обучающихся, выработать силу и выносливость при выполнении
упражнений, этюдов, танцевальных постановок, что связано с большой физической
нагрузкой. Большое внимание при подготовке обучающихся уделяется растяжке мышц
тела, ног и рук, развитию их эластичности и силы.
1.1. Общеразвивающие упражнения стреч-характера (растяжка)
Перегибы и наклоны тела, растяжки в приседаниях и полу - приседаниях по
параллельным и выворотным позициям, растяжки в полу - и полном шпагате,
упражнения на разогрев голени и голеностопа,
1.2. Партер: упражнения на развитие силы мышц пресса
Выполнение упражнений из положения лежа на спине: поднятие ног на 90 градусов и
более, поднятие торса, упражнение «стаканчик» (одновременное поднимание рук и ног их
смыкание. Упражнения выполняются по нескольку раз за один подход с перерывом для
восстановления дыхания
1.3. Партер: упражнения на развитие гибкости позвоночника
Выполнение упражнений «кошечка», «коробочка», «лягушка». Выполнение
упражнений лежа на животе: поднимание торса с руками за головой, полу мостик,
мостик.
2. Народный сценический танец
2.1 Упражнения у станка
 Подготовка к началу движения (preparation):
- движение руки,
- движение руки и координации с движением ноги.
 Переводы ног из позиции в позицию:
- броском работающей ноги на 350,
- поворотом стоп.
 Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям) музыкальный размер 3/4, 4/4.
 Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными
приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4).
 Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук (музыкальный
размер 3/4, 4/4):
- в приседании на опорной ноге
 Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и
назад (музыкальный размер 4/4):
- в приседании на опорной ноге,
 Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед,
в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
- в приседании в исходной позиции,
- в момент перевода работающей ноги на каблук,
- при переводе работающей ноги на каблук и возращении в исходную позицию.
 Маленькие броски вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям
(музыкальный размер 2/4, 6/8):
- с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание,
- с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,
- с полуприседанием на опорной ноге,
- с двойными бросками.
 Подготовка к «веревочке» (музыкальный размер 2/4, 4/4):
- в открытом положении на всей стопе,
- в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей
стопе и полупальцах.

 Большие броски по всем позициям.
2.2 Русский танец
Основные положения ног: позиции ног – 1-я, 2-я и 3-я свободные и, 1-я и 2-я закрытые.
Основные положения рук: подготовительное, первое и второе. Подготовка к началу
движения
Основные движения русского народного танца
 Раскрывание и закрывание рук:
 одной руки,
 двух рук,
 поочередные раскрывания рук,
 переводы рук в различные положения.
 Поклоны:
 на месте без рук и с руками,
 поклон с продвижением вперед и отходом назад.
 Притопы:
 одинарные
 тройные..
 Простой (бытовой) шаг:
 вперед с каблука,
 с носка.
 Простой русский шаг:
 назад через пальцы на всю стопу,
-с притопом и продвижением вперед,
- с притопом и продвижением назад.
 Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.

«Переменный шаг»:
 - с притопом и продвижением вперёд и назад
- с фиксациёй одной ноги около икры другой и продвижением
вперёд и назад
 «Девичий ход» с переступаниями
 « Припадание»:
- простое
- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги
 «Гармошка».
 «Ёлочка».
 Припадание в сторону по 3-й свободной позиции:
- вперед и назад по 1-й прямой позиции.
 Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
 Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.
 Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
 «Веревочка» простая.
 «Ковырялочка» с двойным притопом:
- с тройным притопом.
 «Ключ» простой (с переступаниями).
 Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и
скользящие удары):
 в ладошки,
 по бедру,
 по голенищу сапога.
 Подготовка к вращениям на середине зала и по диагонали
 Присядки (для мальчиков)
 Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и
свободной позициям.
 Покачивание на приседании по 1-й прямой и свободной позициям.
 Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям.



Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям с
вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.
3. Постановка танца
Педагог осуществляет постановку 2 и более танцевальных композиций. Знакомство
обучающихся с музыкальным материалом и замыслом танца, его образным
воплощением. в пластике. Выстраивание драматургии танцевального номера, которая
предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и
развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция,
хореографический текст (лексика). Все эти слагаемые в сумме приведут к наиболее
точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания
танца. Постановочный репертуар должен соответствовать исполнительским
возможностям и возрастным особенностям обучающихся.
4. Репетиционная работа
Отработка движения и комбинаций под счет и в соответствии с музыкой.
Отработка синхронного исполнения. Работа над точностью исполнения рисунка и
перестроений, отдельных фрагментов танцевального этюда, номера, целостное
исполнение танцевального номера. Работа над выразительностью исполнения
отдельных движений, эмоциональностью и артистизмом в донесении образа в
исполняемом детьми танца.
5. Сценическая практика
Освоение сценической площадки: кулисы, авансцена, сцена и ее части.
Формирование навыка публичного выступления. Освоение правил поведения перед,
вовремя и после выступления. Прогоны концертных номеров на сцене.
Вариативная часть
1.
Детский эстрадный танец
1.1 Изолированные движения
Изолированная работа головы в положении стоя.
Изолированная работа плеч в положении стоя.
Изолированная работа рук в положении стоя.
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя.
Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя.
Изолированная работа ног, стоп в положении стоя.
1.2 Координация
После освоения изолированных движений приступить к их соединению в
различных комбинации, постепенно усложняя, варьируя темп и ритмический рисунок.
Пример:
- наклон головы с одновременным выведением бедер вправо, влево, вперед, назад и
т.п.
1.3 Ступенчатое расслабление.
Проучивание по тактам движений на расслабление тела начиная с кистей рук,
предплечий, локтей, шеи, плеч с поворотом на 90 градусов вправо и с опусканием на
левое колено. В заключении расслабить весь корпус и округлить спину. На последний
счет такта быстро выпрямиться и принять исходное положение. При повторении
движения на счет «три» 2-го такта повернуться влево и сделать глубокое приседание
на левой ноге, почти опускаясь на левое колено.
1.4 Кросс. Передвижения в пространстве
Вращение шенэ. Большие броски по всем направлениям в продвижении
Па шассе как подготовка к большим прыжкам.
Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.
Вращения по кругу.
1.5 Танцевальные комбинации
Соединение проученных движений, передвижений, вращений и прыжков в различные

комбинации. Проучивание выполняется вначале в медленном темпе, затем по мере
усвоения темп увеличивается. Обращается внимание на выполнение акцентов и
расставление «точек» при выполнении комбинаций. Творческая работа по созданию
собственных комбинаций на основе проученных движений.
Второй уровень обучения (средний состав)
Задачи:



расширять теоретическую и практическую базу знаний, умений и навыков по
предметам: народный танец



расширять музыкально-пластический кругозор обучающихся, продолжать
накопление «пластического» опыта



сотворчество педагога и детей в создании танцевальных постановок;



овладение актерским мастерством;



формировать репертуар коллектива,



создавать условия для получения детьми исполнительского опыта публичного
выступления;



развивать трудолюбие, выносливость, ответственность



формировать культуру общения и уверенность в себе.
Предполагаемый результат:

формирование

основного

сценического

состава

Обучающиеся:

должны знать:


терминологию и технику исполнения изучаемых упражнений народного и
эстрадного танцев;



основы построения народного экзерсиса;

 правила исполнения тренажных движений по изучаемым направлениям
должны уметь:


грамотно выполнять тренажные упражнения народного и эстрадного танцев;



самостоятельно совершенствовать свое техническое мастерство;



владеть умением импровизировать и навыками сочинительства танцевальных
комбинаций



выразительно и артистично передавать характер музыки и художественный образ
танца.

Учебно-тематический план второго уровня обучения
№

Наименование темы,

Количество часов

Формы

п/п раздела

аттестации/контро
ля
всего

I.

Инвариантная часть

1.

Народный танец

1.1

Упражнения у станка

1.2

Упражнения в середине
зала

1.3

3.

Танцевальные
комбинации
Композиция и
постановка
танцевальных номеров
Репетиционная работа

4.

Сценическая практика

5.

Концертная
деятельность
Народно-сценический
танец
Вариативная часть

2.

6.
II.

2.

Детский эстрадный
танец с игровым
стретчингом.
Упражнения на
изоляцию
Упражнения для
развития гибкости
позвоночника
Кросс. Продвижение в
пространстве
Мастерство актера

3.

Сценический грим

1.

1.1
1.2

1.3

теория

практика

36

4
2

Итого:
Содержание второго этапа обучения

-

1. Народный танец
1.1 Упражнения у станка
Выполняются проученные на первом уровне обучения упражнения как
обязательна часть разогрева и тренажа. Упражнения могут выполняться в различных
танцевальных характерах:
 Переводы ног из позиции в
позицию:
броском работающей ноги на 350,
поворотом стоп.
 Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям) музыкальный размер 3/4, 4/4.
Глубокое приседание.
 Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными
приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4).



















Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук
(музыкальный размер 3/4, 4/4):
o с приседанием на опорной ноге,
o с приседанием в исходной позиции.
Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и
назад (музыкальный размер 4/4):
o с приседанием на опорной ноге,
o с приседанием в исходной позиции.
Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций
вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
o с приседанием в исходной позиции,
o в момент перевода работающей ноги на каблук,
o при переводе работающей ноги на каблук и возращении в исходную позицию.
Маленькие броски вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым
позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8):
o с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание,
o с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,
o с полуприседанием на опорной ноге,
o с двойными бросками.
Подготовка к «веревочке» (музыкальный размер 2/4, 4/4):
o в открытом положении на всей стопе,
o в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей
стопе и полупальцах.
Развертывание работающей ноги на 450 ) вперед, в сторону и назад, на вытянутой
ноге и на полуприседании (музыкальный размер 4/4).
Флик-фляк ( мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе) музыкальный
размер 2/4, 4/4:
o в прямом положении вперед одной ногой,
o двумя ногами поочередно.
Опускание на колено на расстояние стопы от опорной ноги (музыкальный размер
4/4):
o из 1-й прямой позиции,
o с шага, лицом к станку.
Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на
опорной ноге, стоя лицом к станку (музыкальный размер 3/4, 4/4).
большие броски) по всем позициям.
1.2. Упражнения на середине зала

1.3. Танцевальные комбинации
Проучиваются и отрабатываются танцевальные комбинации, состоящие из
выученных движений, которые в дальнейшем включаются в танец. Творческое задание:
составление танцевальной комбинации. Наиболее удачные работы включаются в
танцевальный номер.
2. Композиция и постановка танцевальных номеров. На втором уровне
осуществляется постановка 2 и более танцевальных композиций. Законы построения
хореографического произведения (см. содержание первого этапа обучения).
3 .Репетиционная работа
Согласно сложившейся практике количество репетиционных часов
увеличивается в период подготовки к концертам и другим показательным
выступлениям
Отработка движения и комбинаций под счет и в соответствии с музыкой.
Отработка синхронного исполнения. Работа над точностью исполнения рисунка и

перестроений, отдельных фрагментов танцевального номера. Работа над целостным
исполнением танцевального номера. Работа над выразительностью исполнения
отдельных движений, эмоциональностью и артистизмом в донесении образа.
4.Сценическая практика
5. Концертная деятельность.
Включает выступления на мероприятиях МБОУ ДО ТДДТ, выступления на
благотворительных мероприятиях города, района, участие в творческих конкурсах
детского хореографического искусства различного уровня
6. Народно-сценический танец
Вариативная часть
1. Детский эстрадный танец (с игровым стретчингом)
1.1
Комплекс упражнений стреч-характера и разогрева. Проработка на полу положений
ног – flex, point. Проработка на полу положений корпуса: contraction, release.
Закрепление мышечных ощущений свойственных при исполнении джаз-танца.
1.2
Упражнения на изоляцию. Изолированная работа мышц в положении лежа.
Изолированная работа мышц в положении сидя. Изолированная работа стоп: flex,
point в положении лежа.Изолированная работа стоп: flex, point в положении
сидя.Круговые вращения стоп внутрь, наружу по пятой, шестой позициям.По
очередная работа стоп со сменой положения (flex, point): П.Н – flex, Л.Н. – point и
наоборот.
1.3
Упражнения для развития гибкости позвоночника. Фиксируемые наклоны торса к
ногам в положении сидя. Выходы на маленькие мостики. Упражнения stretchхарактера в положении лежа. Упражнения stretch-характера в положении сидя.
Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release.
1.4
Кросс. Передвижение в пространстве.
2. Мастерство актера
3.Сценический грим Основы сценического грима. Характерный грим. Выполнение
практических творческих заданий.
Третий уровень обучения (старший состав)
Выполняет двойную функцию: с одной стороны – это умение применять ранее
полученные знания и навыки на практике; с другой - это углубление познаний в
области хореографического искусства, реализация себя как сценического
исполнителя; активное участие в постановке танцевального произведения.
Задачи:



налаживание творческих связей между педагогом, обучающимися и родителями
коллективами;



развивать способность самостоятельного

творческого

подхода

к

решению

музыкально-хореографического образа, самовыражение;


повышение потребности ребенка в самообразовании путем организации творческих
встреч, мастер-классов

Предполагаемый результат:



активная и результативная деятельность хореографического коллектива «Радуга»



создание позитивного имиджа коллектива через участие в концертах, конкурсах,
фестивалях различного уровня
Обучающиеся:

должны знать:


художественно-выразительные средства хореографического произведения;



принципы постановочной работы.

должны уметь:


профессионально

исполнять

хореографическую

композицию

на

высокохудожественном, техническом и эмоциональном уровнях;


профессионально донести до зрителя хореографический образ, «зажечь»

зрительный зал;


пробовать свои силы в разработке собственных хореографических постановок.
Учебно-тематический план третьего уровня обучения

№ Наименование темы,
п раздела
/
п
I Инвариантная часть
.
1 Народно. стилизированный
танец
2 Композиция и постанов
ка танцевальных
номеров
3 Репетиционная работа
4
.
5
.
6
.
7

Сценическая практика
Концертная
деятельность
Индивидуальногрупповая работа
Работа с солистами

I Вариативная часть
I
.
1 Упражнения у станка
.
2 Упражнения на
изоляцию
3 Упражнения на
координацию

Количество часов
всего

теория

Формы
аттестации/контро
ля
практика

4 Партер
Партер: упражнения
5 для позвоночника
6 Прыжки и вращения
7 Контактная
импровизация
8 Сценический грим
Итого:
Содержание.
Народно-стилизованный танец.
Упражнения у станка. Упражнения на середине. Танцевальные комбинации. Проучивание и
отработка танцевальных комбинаций на материале народного стилизованного танца
(русский). Проучивание этюдов
Композиция и постановка танца.
Осуществляется интенсивная работа по накоплению репертуара коллектива:
осуществляются постановки в разных жанрах:
Постановка народно-стилизованного танца на материале народного танца.

Репетиционная работа.
Сценическая практика.
Концертная деятельность.
Выступление на мероприятиях МБОУ ДО ТДДТ. Выступление на
благотворительных мероприятиях города и района Участие в творческих
конкурсах и детского хореографического искусства различного уровня
Индивидуально-групповая работа.
Работа с солистами.
Вариативная часть
Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi-plie и grandplii по
параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и
голеностопа.
Изоляция: движения изолированных центров – голова, плечи,
грудная
клетка, пелвис,ноги.
Координация: объяснить принципы координации и изучить на примерах;
- изучить координацию рук при переводе из позиции в позицию,
- II позиция в прямом и обратном направлениях, исполняя движения
вместе и поочередно каждой рукой Одновременно с движением рук
возможно свинговое качание пелвиса вперед-назад или из стороны в сторону
или движение приставными шагами;
- изучить координацию двух центров;
- изучить сочетание шагов с координацией одного центра, начав с рук;
- изучить оппозиционные движения двух центров;
- изучить разноритмическую координацию двух центров;
- изучить координацию трех и более центров;
- координация трех и более центров во время передвижения;
- полицентрия и полиритмия во время передвижения.
Партер. Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя
и лежа. Задачи уровней во время урока многообразны. Во-первых, в
различных уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно это
эффективно в нижних уровнях, так как нет необходимости держать вес
тела, и все центры двигаются более свободно). Во-вторых, в партере очень
полезно выполнять упражнения стрэтч- характера, т. е. растяжки. В уровнях
"сидя" и "лежа" достаточно много упражнений на contraction и release,
спирали и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход
из одного уровня в другой - дополнительный тренаж на координацию.
Наиболее распространенные варианты уровней.
«Стоя»:
а) верхний уровень (на полупальцах);
б) средний уровень (на всей стопе); в) нижний уровень (колени согнуты). "На
четвереньках":
в.) опора на руках и коленях;
б) одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;
в) одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.
«На коленях»:а) стоя на двух коленях;6) стоя на одном колене, другая
нога открыта в любом из направлений.
«Сидя»:
а) frog-position (колени согнуты, стопы вместе);
б) первая позиция (ноги вместе,
вытянуты вперед); в) вторая позиция
(ноги разведены в стороны);

г) четвертая позиция или "swastic";
д) пятая позиция (ноги согнуты в коленях, одна стопа перед другой).
Пятая позиция ног в положении "сидя" имеет два варианта. Первый, когда
колени согнуты, раскрыты в сторону и одна стопа стоит перед другой
стопой в положении point (то есть с вытянутыми пальцами). Другой
вариант, т.н. pinch - позиция, когда одна нога находится перед другой, но
голень, т.е. пальцы правой ноги около колена левой ноги, бедра плотно
примыкают к полу;
е) колени согнуты и соединены (стопы стоят на полу
параллельно); ж) джазовый шпагат (нога впереди
вытянута, а сзади согнута);
з) сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, тяжесть корпуса
переносится с ягодиц на бедро, свободная нога открыта назад или в
сторону и оторвана от пола).
«Лежа»: а) на спине;б) на животе;в) на боку.
Партер: упражнения для позвоночника : наклоны торса;изгибы
торса;спирали;body roll ("волна" );contraction, release, high release;tilt, lay
out, наклоны торса. В партере позвоночник более подвижен, поскольку нет
необходимости держать вес тела, поэтому Contraction и release, спирали и
твисты торса в основном исполняются именно в партере.
Кросс: виды движений-шаги, прыжки, вращения.
Прыжки и вращения:
Прыжки используются в сочетании с шагами и
вращениями. Прыжки условно можно разделить
на 4 группы:
- с двух ног на две (jump);
- с одной ноги на другую с продвижением (leap);
- с одной ноги на ту же ногу (hop);
Основные виды поворотов:- на двух ногах;- на одной ноге;- повороты по
кругу вокруг воображаемой оси;- повороты на различных уровнях;лабильные вращения; - с двух ног на одну.
Контактная импровизация.
Понятие «контактная импровизация» Изучение принципов контактной
импровизации через выполнение движений:
 Движение следует за смещением точки контакта между телами
партнеров.
 Чувствовать кожей. Постоянный физический контакт между
партнерами, направленный на использование всех поверхностей
тела для поддержки собственного веса и веса партнера..
 Перетекание. Сегментация тела и движения одновременно в
нескольких направлениях
 Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на
внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание на форме
тела в пространстве.
 Использование сферического пространства (360 градусов).
 Следование за инерцией, весом и потоком движения
 Подразумеваемое присутствие зрителей. Танцор - это обычный человек
 Позволить танцу случиться
 Каждый должен быть одинаково важен. Отсутствие внешних
знаков различия между танцорами, таких как порядок выхода,

продолжительность танца, костюм
Практические занятия контактной импровизацией в дуэте, трио, группе.
Организация пространства, выбор темы движения, использование
драматических жестов.
10. Сценический грим
Основы сценического грима. Характерный грим. Выполнение практических
творческих заданий.

Методическое обеспечение
Процесс обучения детей основывается на следующих принципах
обучения: активности, единства теории и практики, наглядности,
доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний.
В основу обучения детей дошкольного и младшего школьного
возраста положено игровое начало. Игра – органичный компонент урока.
В образовательной программе сохранен основной закон усвоения
материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить
результат.
Методы обучения:
 практический показ;
 словесное объяснение;
 многократные повторения;
 активное включение мыслительной деятельности;
 метод хореокоррекции и его главные компоненты: музыка,
музыкальные движения, музыкально-психологические элементы
(этюды);
 метод тройных передвижений (тройственного переноса веса тела:
тройные повороты головы, тройной переменный шаг);
 метод образных подсказок;
 наглядный показ;
 индивидуальные занятия
Соблюдается принципиальный подход к усвоению танцевальных
движений: движения, исполненные многократно становятся простыми и
доступными.
Законы усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить,
применить, проверить результат.
В этой связи уместна следующая формула: от ощущения к чувствам, от
них к привычке.
Последовательность применения формулы такова:
 воспринимая – ощущай;
 осмысливая - чувствуй;
 запоминая – действуй, пробуй;
 проверяя результат – показывай другому.
На занятиях в объединениях осуществляется применение таких
педагогических технологий как дифференцированное обучение с
соблюдением следующих этапов: ориентационного (педагог и дети
договариваются с детьми на каком уровне и как они будут работать: это
применимо на этапах постановки этюдов и танцев, когда возможно
выделение основных и сольных моментов исполнения разных уровней
сложности), подготовительного (обеспечение мотивации сделанного),
основного (усвоение знаний, умений и навыков преимущественно
самостоятельным путем - «ковыряние», как говорят танцоры), итогового

(оценка результата, слияние общих усилий); групповой технологии,
которая применима при усвоении материала. Она предполагает
организацию совместных действий, коммуникацию, общение,
взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Учебная группа
делится на группы, подгруппы для решения задачи взаимного обучения,
здесь виден вклад каждого воспитанника. Эту технологию целесообразно
применять на этапе закрепления знаний. Особенно эффективен метод
коллективного взаимообучения или метод динамических пар (все учат
каждого и каждый учит всех).

Материально-техническое обеспечение
1.Специализированный зал: зеркала, станки, музыкальный
оборудование.
2.Подборка аудио файлов.
3.Танцевальные костюмы.
4.Форм для обучающихся:
Одежда для занятий должна быть удобной, не
стесняющей движений. Для девочек: футболка, лосины
или треки (черного цвета).
Для мальчиков: шорты, белые футболки.
Обувь: носки, балетные тапочки, туфли, сапоги народные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, используемый в образовательном процессе
1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М. :
Айрис- Пресс : Рольф, 1999. – 262с.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А.
Березин ; Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва : Диалог культур, 2007. - 511, с.
3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие
для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по
специальности 0317 "Педагогика доп. образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г.
Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Владос, 2002. - 348, с.
4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика,
модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 223 с. :
5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец : История. Методика. Практика
/ В.Ю. Никитин. - М. : ГИТИС, 2000. - 438с.
6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю.
Никитин. - М. : Всерос. Центр худож. творчества учащихся и работников
нач. проф. образования, 2002. - 158 с.
7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей :

Сб. нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост.
И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с.
8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного
образования детей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности 050711 (031300) - Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и
др.] ; Под ред. А. В. Мудрика. - М. : Academia, 2004. - 240 с.
9. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов
вузов / [Лебедев О.Е. и др.] ; Под ред. О. Е. Лебедева. - М. : Владос, 2003
(Петрозаводск : ГП Тип. им. П.Ф.Анохина). - 254 с. :
10. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования. - М.:
Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - 256с.: ил.
11. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ - ДАНСЕ». Танцевальнигровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 352.,
ил. 2006
Ш. Воспитательная деятельность.
Данное направление представлено специально организованной вне
учебного процесса совместной деятельностью педагога, детей и их
родителей.
Воспитательный процесс направлен на решение
педагогических задач: приобщение к нравственным
ценностям
приобщение к национальным традициям
формирование и развитие коммуникативной культуры
формирование дружного коллектива детского творческого
объединения,
соблюдение старых и создание новых традиций
забота о здоровье и комфортности детей.
В основе воспитательной деятельности лежит принцип
формирования образовательной среды воспитывающего и творческого
характера, комфортной для каждого обучающегося.
Организационными формами воспитательной деятельности
являются «День рождения «РАДУГИ», экскурсии и поездки на конкурсы в
другие города, вечера отдыха с чаепитием, совместные поездки в театр,

совместные праздники.
В своей образовательной деятельности
педагог использует следующие воспитательные методы:
метод убеждения (формирование сознания).

1.

Психологической основой использования именно этого метода является
подражательность – способность психики подростков следовать яркому
примеру. Требует постоянного подкрепления изучаемого материала
конкретными примерами из жизни;
метод организации деятельности (формирование опыта).

2.

Средством проявления данного метода является практическая деятельность
на мероприятиях Центра, участие в работе Совета лидеров
метод проблемной ситуации с ролевой игрой (стимулирование

3.

поведения). Очень эффективен в данной возрастной группе, так как дает
возможность проследить развитие, реализацию ближайшей и дальней
перспективы. Методически показателен в случае доверительной,
доброжелательной атмосферы в группе;
Родители воспитанников являются также активными участниками
образовательного процесса. Они могут посещать открытые занятия вместе с
детьми, концерты, фестивали, творческие отчеты оказывать спонсорскую
или иную помощь ансамблю танца «РАДУГА» в улучшении условия
занятий; оказывать помощь в организации и проведении концертов, встреч,
праздников, экскурсий.
Необходимо осуществлять связь родители - ребенок - педагог:
- связь с родителями с позиции принятия ребенка, то есть создание
для ребенка условий самораскрытия, что позволяет ребенку быть
успешным;
- важно подчеркнуть личностные достижения ребенка в
коллективе, что укрепляет связь родителей с ребёнком
В ансамбле организован родительский комитет родителей в целях
содействия ансамблю в осуществлении образовательного процесса,
улучшению условий обучения, организации массовых воспитательных
мероприятий и обучения детей.
В ансамбле танца «РАДУГА» действует система самоуправления
детей. Детское самоуправление – демократическая форма организации
коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в

принятие и реализации решений для достижения целей.
В состав самоуправления входят советы активов групп ансамбля.
В коллективе разработана символика – эмблема, девиз, песня.
VI. Обеспечение программы.
Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса
включает повышение квалификации педагога на курсах разного уровня;
консультации со специалистами в предметной области; участие в
семинарах, научно-практических конференциях.
Кадровое обеспечение:
- руководитель
- концертмейстер
- психолог
Материально-техническое обеспечение педагогического процесса включает в себя:
- хореографический зал (при наличии зеркал, станка)
- аппаратура
библиотека (методическая, учебная литература)
Финансовое обеспечение:
- спонсорская поддержка.
Список литературы

1. «Осенний марафон». Шестой фестиваль «Dance Inversion» // Балет. - 2004. №1.-С.

2. Бавдилович, О. Школа «думающего» тела / О. Бавдилович // Балет. 2006. - №2 (138).-С. 30-32.

3. Баднин И.А. Отбор детей в хореографическое училище // Охрана труда
и здоровье артистов балета. - М, 197.

4. Беликова, Е. Цех: горячие дни /Е. Беликова//Балет. - 2004. -№1. -С. 38-42.
5. Большакова, Ю. Другой театр / Ю. Большакова // Балет. - 2004. - №6. - С. 40.
6. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца: курс лекций / Л. В.
Бухвостова, С. А. Щекотихина. - Орел: Орловский государственный
институт искусств и культуры, 2001. - 121 с.

7. Васильев, О. С. Классика и современный танец / О. С. Васильев //

Современные и эстрадные танцы. - 2004. - №3, 6 (18). - С. 6-7.

8. Вольфович, Т. Contemporary ego / Т. Вольфович // Балет. - 2004. - №4-5. - С.46.
9. Джим Холл. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам /Джим
Холл; пер. с англ. Т.В. Сидориной. – М.: АСТ: Астрель, 2009. -409, [7] с.

10. Матерова, Е. «Цеховые» премьеры: noise & silence / Е. Матерова, Ю.
11. Морина, Л. Психотерапевтическая роль танца / Л. Морина //
Современные и эстрадные танцы (Modern Dance). - 2005. - № 3 (21). - С.
5-6.

12. Никитин, В. Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии / В. Н.
Никитин.

- М.: Когито-Центр, 2003. - 183 с.

13. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика В. Ю.
Никитин

// Современные и эстрадные танцы.- 2004.- № 2 - С. 11-12.

14. Петрова, В. Что есть хореография в век технологий // Балет. - 2004. - №4-5. - С.
47

15. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера: учебное пособие для студентов
культ.- просвет, факультетов вузов культуры и искусств / И. В. Смирнов.
- М., Просвещение, 1986. - 192 с.

16. Современный словарь-справочник по искусству/ науч. ред., сост. А. А.
Мелик- Пашаев. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999 - 816
с.

17. Сутормина // Балет. - 2005. - №2. - С. 29-30.
18. Театр: энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС: Образование, 2002. - 320 с.
19. Телесно-ориентированная психотерапия: хрестоматия. - СПб., 2000. - 71 с.
Список литературы для детей и родителей

1. Базарова П., Мей В. Азбука классического танца. Первые три года
обучения. — Л.—М.: Искусство, .1964.

2. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышикова. - М.: Рольф,
2001. - 272 с: ил.

3. Ваганова А. Основы классического танца.— Л.—М.: Искусство, 1965.
4. Елькина, М. Путешествие в мир театра / М. Елькина, Э. Ялымова. - М.: Олма5. Полятков, С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 80 с.

6. Пресс Гранд, 2002. - 224 с.
7. Смирнова, Н.И. И оживают куклы / Н. И. Смирнова.- М.: Детская
литература, 1982.- 236 с.20

8. Смит, Л. Танцы. Начальный курс/ Л.Смит; пер. с англ. Е.Опрышко;
Оформ. дизайн- студии «Дикобраз». М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2001. – 48 с.

9. Театр: энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС: Образование, 2002. - 320 с.
10. Телегин, А.А. Танцуем Джайв, рок-н-ролл, чечетку. Самоучитель
модных танцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы обучающиеся:
- сформируют комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих
использовать многообразные возможности в исполнении обучающихся;
- овладеют навыками осознанного восприятия элементов хореографического языка, знаниями
основных направлений, стилей, жанров в хореографическом искусстве, сформированы
умения использовать полученные знания в практической деятельности;
- сформируют навыки репетиционно-концертной работы в коллективно-творческой
деятельности;
- развиты навыки культуры общения и поведения в социуме.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
высокий уровень мотивации обучающихся к коллективно-творческой деятельности;
творческая самореализация учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, концертно–
массовых мероприятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».