Программа Юный художник

1

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название
программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный

художник»
Автор-составитель
программы, должность
Адрес реализации
программы

Соболева А.В., педагог дополнительного
образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования «Дом
детского творчества» города Таруса Калужской
области
Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул.
Горького, д.24
Тел. 8(48435)21183

Вид программы
Направленность
Срок реализации
программы
Возраст детей
Название объединения

- по степени авторства: модифицированная
- по уровню сложности – стартовая
художественная
7 мес. (56 часов)
от 4 до 6 лет
Коробка с карандашами

3

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»
1.1. Пояснительная записка
Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному
освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как
наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой
которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления
и воображения.
Направленность программы - художественная.
Вид программы:
- по степени авторства: модифицированная
- по уровню сложности – стартовая
Язык реализации программы: русский.
Программа разработана на основе требований следующих
нормативно-правовых документов:
1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании»;
2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ «
внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р);
6) «Санитарно-эпидемиологических
требований
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820»);
7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»);
8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»;
Актуальность программы:
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и
экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и
информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные
нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера,

4

умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С
психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте
дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать
окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного,
формировать высокие эстетические вкусы. Одним из приемов, направленных
на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является
организация работы с детьми по изобразительной деятельности. Это
привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных
материалов.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально
значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и
удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих
художественных желаний и возможностей. Способность к творчеству –
отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве
с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы разбудить в
каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Непременным условием при организации занятий является атмосфера
творчества. То есть стимулирование педагогом такого состояния детей, когда
они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления,
обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется
стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая
инициатива, пробуждаются положительные эмоции.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(4-6лет).
Набор в группы осуществляется на добровольной основе. К занятиям
допускаются дети на основе личного заявления родителей (законных
представителей) и допущенные по состоянию здоровья.
Программа предусматривает включение в образовательный процесс
обучающихся с ОВЗ.
Объем программы: 56 часов.
Сроки освоения программы: 7 месяцев
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25-30 минут

5

Форма обучения: очная. Набор детей в группу – свободный. Программа
не предусматривает заочной формы обучения.
Форма организации образовательной деятельности: групповая.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варироваться в
зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации
детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень
овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации
замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем
уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Форма проведения занятий: комбинированные, теоретические,
практические, диагностические, контрольные, интерактивные: пленэры,
акции, онлайн марафоны, квесты и др.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой
моторики руки дошкольника, развитие сенсомоторных умений у детей на
основе использования разных материалов и нетрадиционных техник при
работе с ними.
Задачи программы:
Образовательные:
 научить организовывать свое рабочее место без помощи педагога;
 познакомить с различными материалами для творчества, их свойствами и
правилами работы с ними;
 учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта
в составлении композиции)
 обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает
фактуру, плотность, цвет бумаги).
 Развивающие:
 развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
 развивать речевые навыки;
 развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
 развивать навыки аккуратной работы с бумагой.
Воспитательные:
• воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах;
• воспитывать любознательность и аккуратность;
• воспитывать интерес к предлагаемому творчеству.
1.3.Содержание программы
Учебный план

6

№

Наименование разделов
и тем

1.

Вводное занятие.
Презентация программы
Раздел I.
Пластилинография.

1

0,5

0,5

4

2

2

3.

Раздел II. Работа по
трафарету

4

2

2

4.

Раздел III. Наши краски

45

22

23

5.

Итоговое занятие.
Промежуточная
диагностика

2

1

1

Итого:

56

27,5

28,5

2.

Кол-во часов
всего теория практика

Форма
аттестации и
контроля
Пробное
рисование, опрос.
Выставка.
Анализ
творческих
работ.
Выставка.
Анализ
творческих
работ.
Выставка.
Анализ
творческих
работ.
Выставка.
Тестирование.

Содержание учебного плана
Вводное занятие. (1час)
Теория: Презентация программы. Давайте познакомимся. Правила поведения
на занятии, техника безопасности при обращении с различными
инструментами, канцтоварами.
Практика: игры на знакомство, демонстрация видов деятельности.
Формы работы: беседа, презентация, игра-разминка.
Форма подведения итогов: пробное рисование, опрос.
Раздел I. Пластилинография.
Теория: Простейшие приёмы лепки из пластилина. Базовые понятия:
Изображение. Объём. Форма. Шар. Колбаска. Баранка. Капля. Яичко.
Лепёшка. Блинчик. Кубик. Брусок.
Отверстие. Чупа-Чупс. Отщипывание. Сжимание. Скатывание/раскатывание.
Проминание. Примазывание. Заглаживание. Деление целого на две равные
части. Нажим.
Лепка. Пластилин. Стеки.
Практическая деятельность: Пластилиновая живопись, «Разноцветная
стена», «Сказочное дере», «Холодный осенний дождь».

7

Формы проведения занятий: демонстрация образцов, заочная экскурсия,
обсуждение, эвристическая беседа, мастер-класс, индивидуальная и
совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля: выставка, рефлексия, педагогический анализ.
Раздел II. Работа по трафарету
Теория: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать
по трафарету.
Практика: «Этюды овощей», «Вкусный торт», «Натюрморт гуашью».
Формы проведения занятий: демонстрация образцов, обсуждение, мастеркласс, индивидуальная и совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля: выставка, рефлексия, педагогический анализ.
Раздел III. Наши краски
Теория: Основное положение листа, правила выполнения основополагающих
фигур. Основные приемы выполнения рисунка, живописного наброска.
Правила оформления работы.
Практика: «Мамин портрет», «Украшение для мамы», «И осень, и зима»,
«Снежинки», «Удивительное путешествие», «Новогодняя композиция»,
«Нарядная елка», «Зимний пейзаж», «Дед Мороз», Интерьер, «Сказочный
домик», «Моя семья», Дружба, «Рыбалка», Композиция «Африка»,
Силуэтная композиция, Монохромный пейзаж, Эскиз костюма, Придуманное
животное, Моя волшебная страна, «Город почемучек», «Страна насекомых»,
«Ежата», «Деревья в зимнем лесу», Окно, «Весна красна», «Весёлые
ручейки», «Ирисы». Город, «Книги», «Дыхание весны», «Космос»,
«Ракушки», «Подводное царство», « Семейство лис», «Водопад», Мозаика,
«Ледоход», Работа с акварелью «Цветочная композиция», Традиционный
костюм, «Русская сказка», «Солнечный май», «Пейзаж с рекой», «Яблоня
цветет», «Дары весны (смешанная техника)»,
Итоговое занятие.
Теория: анализ достоинств и недочетов в освоении основ изобразительной
деятельности.
Практика: коллективный проект «Здравствуй лето!».
Форма проведения занятий: совместная продуктивная деятельность, итоговая
выставка,
рефлексия, тестирование.
Форма контроля: рефлексия, тест, педагогическое наблюдение .
1.4. Планируемые результаты:
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать
формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.
В области социально-коммуникативного развития произойдут
следующие изменения: развитие эмоциональной отзывчивости и
сопереживания, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие
самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком

8

собственных действий; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества.
В образовательной области «Познавательное развитие» ожидаются
позитивные изменения, направленные на: развитие любознательности,
интереса и мотивации к познавательной деятельности; мыслительных
операций, воображения и способности к творческому преобразованию
объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины
мира.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
предполагает достижение следующих аспектов формирования личности
обучающегося: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания мира природы и произведений искусства; становление
эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса; формирование художественных
умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке,
аппликации, художественном конструировании); освоение разнообразных
средств художественной выразительности.
При этом у воспитанников формируются следующие основные
стремления, умения, знания и навыки:
1. наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и
сопереживать увиденному;
2. понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отражённых в
произведенияхискусства и реальных отношениях;
3. проявление разнообразных чувств при восприятии произведений
искусства;
4. приобретение навыков художественного восприятия различных видов
искусств, развитие фантазии и воображения, проявляющихся в конкретных
формах самостоятельной деятельности;
5. освоение выразительных возможностей художественных материалов,
умение пользоваться ими;
6. знание и применение приемов работы с различными инструментами и
материалами;
7. знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
8. умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
9. освоение навыков работы с пластилином, бумагой, красками;
10. формирование аккуратности, терпения;
12. развитие мелкой моторики пальцев, пространственного мышления.

9

РАЗДЕЛ №2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется педагогом на основании
реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или
начала
реализации
программы.
Календарный
учебный
график
разрабатывается педагогом в форме таблицы, представленной ниже.
№

Дата
проведения

Наименование
разделов и тем

всего

Кол-во часов
теория практика

Форма
аттестации и
контроля

2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы. Деятельность педагога
дополнительного образования направлена как на развитие познавательной
мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня
педагог дополнительного образования должен обладать такими
профессиональными и личностными компетенциями:
 быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы
детей;
 иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать
широким кругом интересов и умений;
 быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с
обучением и воспитанием детей, быть активным;
 располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть
готовым к пересмотру
своих
взглядов
и постоянному
самосовершенствованию;
 уметь осуществлять деятельность обучающихся, направленную на
освоение дополнительной общеобразовательной программы (набор,
организация
деятельности,
консультирование,
контроль,
результативность, профориентация);
 уметь организовывать досуговою деятельность обучающихся в
процессе
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы (посещение кино, театров, музеев, выставок, проведение
совместных мероприятий…);
 обеспечивать
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную
общеобразовательную программу, при решении задач обучения и
воспитания (родительские собрания);

1
0





уметь осуществлять педагогический контроль и оценку освоения
дополнительной общеобразовательной программы (проведение
аттестации обучающихся, анализ и корректировка собственной
оценочной деятельности);
уметь
разрабатывать программно-методического обеспечение
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
(разработка программ, планирование занятий и досуговой
деятельности, разработка системы оценки достижения планируемых
результатов).
Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в отдельном помещении, в котором находится
детская мебель: столы, стулья для каждого ребенка, мультимедийное
оборудование, демонстрационный материал, наглядный материал, материал
для развития мелкой моторики рук, мольберты, цветной картон, белый
картон, цветная бумага, ватманы, гуашь, акварель, стаканы-непроливайки,
кисти (белка №1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9), клеенки, салфетки, подставки под кисти,
пластилин, стеки, доски, подставки, цветные и простые карандаши,
фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, свеча, ватные палочки,
вата, ватные диски, губки, пробки, вилки.
Информационное обеспечение программы:
– аудио-, видео-, фото-, интернет источники по различным видам
художественного творчества.
Форма аттестации:
Форма промежуточной аттестации представлена в виде выполнения
творческой работы, тематических выставок в конце каждой темы,
участие в конкурсах и фестивалях художественно-прикладного
творчества.
Форма итоговой аттестации: отчетная выставка, вернисажи.
Оценочные материалы: (пакет диагностических методик: Критерии
оценки уровня теоретической подготовки).
Критерии оценки:
 Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками,
пластилином).
 Знание основных законов композиции, названия красок.
 Мышление.
 Воображение.
 Оригинальность исполнения.
 Творческая активность.
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.

1
1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Литература для педагога
1. Величко, Н.К. Роспись: техники, приемы, изделия /Н.К. Величко. М., 1999.
2. Доронова, Т.Н. Обучение учащихся рисованию, лепке, аппликации / Т.Н.
Доронова,
С.Т. Якобсон – М., 1992.
3. Дрезнина М.Г. Каждый ребёнок – художник / М.Г. Дрезнина. – М., 2002.
4. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности
/ Т.Г.
Казакова. – М., 1996.
5. Композиция и перспектива. Полный курс рисования. – М.: АСТ, 2021.
6. Конева, Г.М. Бумага: играем, вырезаем, клеим / Г.М. Конева. – М., 2001.
7. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М.
Неменский. – М., 2006.
8. Рабочие тетради по основам народного искусства. Искусство – детям. – М.,
2003.
9. Серебренникова Ю.А. Развитие духовного мира дошкольников,
средствами
искусства / Ю.А. Серебренникова. – М., 2004.
10. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи / Р.М. Чумичёва. – М., 1992.
Литература для детей и родителей
1. Кастерман Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся / Женевьев Кастерман. –
М.,
2002.
2. Привалова Е.С. Большая книга рисования: рисуем всё! / Е.С. Привалова. –
Малыш,
2019.
3. Селиверстова, Д. Рисование. Первые шаги / Динара Селиверстова. – М.:
Эксмодетство, 2022.
4. Харт, К. Начать рисовать просто! Базовый курс / Кристофер Харт. – М.:
ЭксмоПресс, 2018.
5. Шалева Г.П. Учимся рисовать / Г.П. Шалева. – М.: АСТ, 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».