Программа Здравствуй мир

1

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название
программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Здравствуй мир!»

Автор-составитель
программы, должность
Адрес реализации
программы

Соболева А.В., педагог дополнительного
образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования «Дом
детского творчества» города Таруса Калужской
области
Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул.
Горького, д.24
Тел. 8(48435)21183

Вид программы
Направленность
Срок реализации
программы
Возраст детей
Название объединения

- по степени авторства: модифицированная
- по уровню сложности – стартовая
художественная
2 мес. (16 часов)
от 3 до 6 лет
Коробка с карандашами

3

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы - художественная.
Вид программы:
- по степени авторства: модифицированная
- по уровню сложности – стартовая
Язык реализации программы: русский.
Программа разработана на основе требований следующих
нормативно-правовых документов:
1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании»;
2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ «
внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р);
6) «Санитарно-эпидемиологических
требований
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820»);
7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»);
8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»;
Актуальность программы:
Работа с красками и бумагой даёт возможность детям проявить терпение,
упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие
способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им
чувствовать себя самостоятельными. Кроме того, работа с бумагой развивает
речевую активность детей, т. к. постоянно происходит тренировка моторики.

4

Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично
развитой личности.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы разбудить в
каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Непременным условием при организации занятий является атмосфера
творчества. То есть стимулирование педагогом такого состояния детей, когда
они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления,
обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется
стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая
инициатива, пробуждаются положительные эмоции.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(3-5лет).
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным
ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких
мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением
дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности.
Набор в группы осуществляется на добровольной основе. К занятиям
допускаются дети на основе личного заявления родителей (законных
представителей) и допущенные по состоянию здоровья.
Программа предусматривает включение в образовательный процесс
обучающихся с ОВЗ.
Объем программы: 16 часов.
Сроки освоения программы: 2 месяца
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25-30 минут
Форма обучения: очная. Набор детей в группу – свободный. Программа
не предусматривает заочной формы обучения.
Форма организации образовательной деятельности: групповая
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варироваться в
зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации
детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень
овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации
замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем
уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Форма проведения занятий: Занятия проходит в форме игры, для
обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы,
сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из
различных театров, изображения того или иного персонажа, который
обыгрывается).

5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие усидчивости, наработка ручной умелости у детей через
укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию изобразительного
творчества детей. Восприятие ребенком себя как способного создавать
интересные работы.
Задачи программы:
Образовательные:
 формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира;
 научить работать гуашевой краской с учетом ее особенностей, с клеем,
(приклеивать детали, присоединяя одну к другой);
 учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта
в составлении композиции)
 обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает
фактуру, плотность, цвет бумаги).
 Развивающие:
 развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
 развивать речевые навыки;
 развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
 развивать навыки аккуратной работы с бумагой.
Воспитательные:
• воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах;
• воспитывать любознательность и аккуратность;
• воспитывать интерес к предлагаемому творчеству.

1.3.Содержание программы
Учебный план
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие
Сочный арбуз. (гуашь)
Улиточка. (гуашь)
Бабочки. (гуашь)
Урожай. (гуашь)
Божья коровка (гуашь)
Радуга (губка, гуашь)
Осенние листья.
Сказочная птица. (гуашь)

Кол-во часов
всего теория практика
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Форма аттестации
и контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

6

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Рыба. Аппликация.
Сова (акварель)
Пластилиновая поляна.
Котик (гуашь)
Дерево (смешанная техника)
Домик (смешанная техника)
Лисенок (гуашь)
Игра красок (гуашь)
Итого: 16 часов.

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
Итоговый контроль: выставка
детских работ

Содержание учебного плана
Тема 1. Сочный арбуз. (гуашь)
Теория: Правила техники безопасности на занятиях, знакомство с
материалами, красками. Правила поведения на занятиях. Основные
геометрические фигуры, основные цвета.
Практика: Работа гуашью на формате А3. Фон, объект.
Тема 2. Улиточка. (гуашь).
Теория: Знакомство детей со способами наложения мазка. Правила
обращения с кистью. Что такое спираль, где она встречается.
Практика: Работа гуашью.
Тема 3. Бабочки. (гуашь)
Теория: Знакомство детей с работой на заготовке. Основы симметрии.
Практика: Работа гуашью.
Тема 4. Урожай. (гуашь)
Теория: Знакомство с особенностями работы с гуашью. Понятие блик.
Понятие тень.
Практика: Работа гуашью на формате А3
Тема 5. Божья коровка (гуашь)
Теория: Особенности проработки фона. Повторения понятия контрастные
цвета.
Практика: Работа гуашью на формате А3.
Тема 6. Радуга (губка, гуашь)
Теория: Последовательность этапов работы. Повторение названий цветов и
результатов их смешивания. Технология работы губкой.
Практика: Два этапа работы. Подготовка листа и работа губкой.
Тема 7. Осенние листья.

7

Теория: Знакомство с красотой осенней природы. Основы применения
трафаретов.
Практика: Работа гуашью на формате А3 с использованием трафаретов.
Тема 8. Сказочная птица. (гуашь)
Теория: Знакомство с декоративными приёмами украшения композиции. Чем
сказочное отличается от обыденного?
Практика: Работа гуашью на формате А3.
Тема 9. Рыба. Аппликация.
Теория: Знакомство с основами объемной аппликации. Последовательность
этапов работы.
Практика: Объемная аппликация.
Тема 10. Сова (акварель)
Теория: Знакомство с особенностями работой акварельными красками.
Практика: Работа акварелью на формате А3.
Тема 11. Пластилиновая поляна
Теория: Особенности работы пластилином, способы смешения цвета.
Практика: Пластилиновая живопись.
Тема 12. Котик (гуашь)
Теория: Особенности работа по образцу. Как использовать в своей работе
уже созданные образы. Понятие референс.
Практика: Работа гуашью на формате А3.
Тема 13. Дерево (смешанная техника)
Теория: Сочетание цвета и объемных элементов. Соотношение масштабов.
Практика: Работа гуашью на формате А3, объемная аппликация.
Тема 14. Домик (смешанная техника)
Теория: Понятие планов в живописи. Разделение на отдельные планы.
Практика: Работа гуашью на формате А3, объемная аппликация.
Тема 15. Лисенок (гуашь)
Теория: Особенности работы с трафаретами.
Практика: Работа гуашью на формате А3.
Тема 16. Игра красок (гуашь)
Теория: Понятие орнаментальной композиции.
Практика: Работа гуашью на формате А3.

8

1.4. Планируемые результаты:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными
приемами работы с гуашью, согласовывать свои усилия и действия,
передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков
наложения мазка, и самое главное - разовьют умелость рук, мелкую
моторику.
Обучающиеся должны знать:


основные способы смешения цветов;



использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;

Обучаемые должны уметь:


правильно определять и изображать цвет;



чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности
цвета;


передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное
положение, основной цвет предметов;


правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно
закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний
этой поверхности).


РАЗДЕЛ №2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется педагогом на основании
реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или
начала
реализации
программы.
Календарный
учебный
график
разрабатывается педагогом в форме таблицы, представленной ниже.
№

1.
2.
3.
4.
5.

Дата
проведения

Наименование
разделов и тем
Сочный арбуз.
(гуашь)
Улиточка. (гуашь)
Бабочки. (гуашь)
Урожай. (гуашь)
Божья коровка
(гуашь)

Кол-во часов
всего теория практика

Форма
аттестации и
контроля

1

0,5

0,5

наблюдение

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

9

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Радуга (губка, гуашь)
Осенние листья.
Сказочная птица.
(гуашь)
Рыба. Аппликация.
Сова (акварель)
Пластилиновая
поляна.
Котик (гуашь)
Дерево (смешанная
техника)
Домик (смешанная
техника)
Лисенок (гуашь)
Игра красок (гуашь)
Итого: 16 часов.

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

наблюдение
наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

1
1

0,5
0,5

0,5
наблюдение
0,5
наблюдение
Итоговый контроль:
выставка детских работ

2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы. Деятельность педагога
дополнительного образования направлена как на развитие познавательной
мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня
педагог дополнительного образования должен обладать такими
профессиональными и личностными компетенциями:
 быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы
детей;
 иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать
широким кругом интересов и умений;
 быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с
обучением и воспитанием детей, быть активным;
 располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть
готовым к пересмотру
своих
взглядов
и постоянному
самосовершенствованию;
 уметь осуществлять деятельность обучающихся, направленную на
освоение дополнительной общеобразовательной программы (набор,
организация
деятельности,
консультирование,
контроль,
результативность, профориентация);
 уметь организовывать досуговою деятельность обучающихся в
процессе
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы (посещение кино, театров, музеев, выставок, проведение
совместных мероприятий…);

1
0









обеспечивать
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную
общеобразовательную программу, при решении задач обучения и
воспитания (родительские собрания);
уметь осуществлять педагогический контроль и оценку освоения
дополнительной общеобразовательной программы (проведение
аттестации обучающихся, анализ и корректировка собственной
оценочной деятельности);
уметь
разрабатывать программно-методического обеспечение
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
(разработка программ, планирование занятий и досуговой
деятельности, разработка системы оценки достижения планируемых
результатов).
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в отдельном помещении, в котором находится
детская мебель: столы, стулья для каждого ребенка; мультимедийное
оборудование; мольберт, цветной картон, белый картон, цветная
бумага, ватманы, клей, кисти, салфетки цветные, клеенки, салфетки для
клея, подставки для кисточек, баночки для клея, фломастеры, цветные
карандаши, гуашь.

Информационное обеспечение программы:
Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в
программе используются
дидактические идеи педагогов-новаторов:
опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С.
Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития
детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л.
А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова,
Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г.
Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.
Использование
компонентов
информационно-коммуникационных
технологий, коммуникативно - деятельного подхода в воспитании.
Форма аттестации:
Форма промежуточной аттестации представлена в виде выполнения
творческой работы, тематических выставок в конце каждой темы,
участие в конкурсах и фестивалях художественно-прикладного
творчества.
Форма итоговой аттестации: отчетная выставка, вернисажи.

1
1

Оценочные материалы: (пакет диагностических методик: Критерии
оценки уровня теоретической подготовки).
Критерии оценки:


Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).



Знание основных законов композиции, названия красок.



Мышление.



Воображение.



Оригинальность исполнения.



Творческая активность.

Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа
об обучении.

1
2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебная литература
1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по
дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая
лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.
2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО
«Витязь», 2002 № 12. 64с.
3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал.
М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.
4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр
«Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.
5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного
образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.
6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному
образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление
Московского комитета образования, 2000, 197с.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:
Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.
8. Программа. Основы народного и декоративно - прикладного искусства.
Для школы с углублённым изучением предметов художественноэстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997,
117с.
9. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010..
10. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги» –
М.,Оникс, 2009 г.
11. НевилькоН. «Волшебные салфетки» - Обруч, 2003,№1
12. Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника –
бумажная пластика». Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое
общество России, 2007.
Методическая литература
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984, 209с.
2.
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.
– Ростов н/Д, 2000, 351с.
3. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998, 260с.
4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Владос 2003, 194с, ил.
5.
Давыдов С.П. Батик. - М.: АСТ-Пресс Книга 2005, 179с, ил.
6.
Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издво «Радуга», 2000, 154с, ил.
7.
Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
8.
Жолобчук А.Я. Подарки из батика – М.: АСТ Сталкер, 2006, 78с, ил.

1
3

9.
Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников
// Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова.
— М.: 2001, 97с.
10.
Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного
творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И.
11.
Крайнева И.Н. Мир бисера – СПб.: Литера, 1999. 192 с.
12.
Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.:
ООО Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005, 307с.
13.
Лябик О. Бисероплетение. – М.: ТИД Континент – Пресс,
Континенталь- книга, 2007. 64 с - /Уроки мастерства/.
14. Масалова Е.В. «Батик в интерьере». – Ростов н/Д «Феникс», 2005, 183с.
15. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка». – М.: Изд. «Эксмо». 2004.89с.
16. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр.
Искусство, 1983, 221с.
17. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративноприкладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980, 170с.
18. Романова Л.А. Магия бисера: Новые идеи для рукодельниц/ Ростов н/Д:
Феникс, 2005, 155 с, ил.
19. Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г.
Савенкова. — М.: 2000, 87с.
20.
Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000, 65с,
ил.
21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. —
Киев, 1972. Энциклопедия для детей / под. ред. М. Д. Аксенова. — М.: 2000.
— Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации.
22. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.:
Профиздат, 1987, 138с.
23. Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М.: 2000
24. Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М.: 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».