1 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здравствуй мир!» Автор-составитель программы, должность Адрес реализации программы Соболева А.В., педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Таруса Калужской области Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького, д.24 Тел. 8(48435)21183 Вид программы Направленность Срок реализации программы Возраст детей Название объединения - по степени авторства: модифицированная - по уровню сложности – стартовая художественная 2 мес. (16 часов) от 3 до 6 лет Коробка с карандашами 3 РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1. Пояснительная записка Направленность программы - художественная. Вид программы: - по степени авторства: модифицированная - по уровню сложности – стартовая Язык реализации программы: русский. Программа разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов: 1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; 2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ « внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р); 6) «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820»); 7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); 8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»; Актуальность программы: Работа с красками и бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Кроме того, работа с бумагой развивает речевую активность детей, т. к. постоянно происходит тренировка моторики. 4 Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Непременным условием при организации занятий является атмосфера творчества. То есть стимулирование педагогом такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления, обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции. Адресат программы: Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(3-5лет). Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Набор в группы осуществляется на добровольной основе. К занятиям допускаются дети на основе личного заявления родителей (законных представителей) и допущенные по состоянию здоровья. Программа предусматривает включение в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ. Объем программы: 16 часов. Сроки освоения программы: 2 месяца Режим занятий: 2 раза в неделю по 25-30 минут Форма обучения: очная. Набор детей в группу – свободный. Программа не предусматривает заочной формы обучения. Форма организации образовательной деятельности: групповая Длительность продуктивной деятельности с детьми может варироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Форма проведения занятий: Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается). 5 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие усидчивости, наработка ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию изобразительного творчества детей. Восприятие ребенком себя как способного создавать интересные работы. Задачи программы: Образовательные: формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира; научить работать гуашевой краской с учетом ее особенностей, с клеем, (приклеивать детали, присоединяя одну к другой); учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции) обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги). Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; развивать речевые навыки; развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие; развивать навыки аккуратной работы с бумагой. Воспитательные: • воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; • воспитывать любознательность и аккуратность; • воспитывать интерес к предлагаемому творчеству. 1.3.Содержание программы Учебный план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование разделов и тем Вводное занятие Сочный арбуз. (гуашь) Улиточка. (гуашь) Бабочки. (гуашь) Урожай. (гуашь) Божья коровка (гуашь) Радуга (губка, гуашь) Осенние листья. Сказочная птица. (гуашь) Кол-во часов всего теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Форма аттестации и контроля наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 6 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Рыба. Аппликация. Сова (акварель) Пластилиновая поляна. Котик (гуашь) Дерево (смешанная техника) Домик (смешанная техника) Лисенок (гуашь) Игра красок (гуашь) Итого: 16 часов. 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение Итоговый контроль: выставка детских работ Содержание учебного плана Тема 1. Сочный арбуз. (гуашь) Теория: Правила техники безопасности на занятиях, знакомство с материалами, красками. Правила поведения на занятиях. Основные геометрические фигуры, основные цвета. Практика: Работа гуашью на формате А3. Фон, объект. Тема 2. Улиточка. (гуашь). Теория: Знакомство детей со способами наложения мазка. Правила обращения с кистью. Что такое спираль, где она встречается. Практика: Работа гуашью. Тема 3. Бабочки. (гуашь) Теория: Знакомство детей с работой на заготовке. Основы симметрии. Практика: Работа гуашью. Тема 4. Урожай. (гуашь) Теория: Знакомство с особенностями работы с гуашью. Понятие блик. Понятие тень. Практика: Работа гуашью на формате А3 Тема 5. Божья коровка (гуашь) Теория: Особенности проработки фона. Повторения понятия контрастные цвета. Практика: Работа гуашью на формате А3. Тема 6. Радуга (губка, гуашь) Теория: Последовательность этапов работы. Повторение названий цветов и результатов их смешивания. Технология работы губкой. Практика: Два этапа работы. Подготовка листа и работа губкой. Тема 7. Осенние листья. 7 Теория: Знакомство с красотой осенней природы. Основы применения трафаретов. Практика: Работа гуашью на формате А3 с использованием трафаретов. Тема 8. Сказочная птица. (гуашь) Теория: Знакомство с декоративными приёмами украшения композиции. Чем сказочное отличается от обыденного? Практика: Работа гуашью на формате А3. Тема 9. Рыба. Аппликация. Теория: Знакомство с основами объемной аппликации. Последовательность этапов работы. Практика: Объемная аппликация. Тема 10. Сова (акварель) Теория: Знакомство с особенностями работой акварельными красками. Практика: Работа акварелью на формате А3. Тема 11. Пластилиновая поляна Теория: Особенности работы пластилином, способы смешения цвета. Практика: Пластилиновая живопись. Тема 12. Котик (гуашь) Теория: Особенности работа по образцу. Как использовать в своей работе уже созданные образы. Понятие референс. Практика: Работа гуашью на формате А3. Тема 13. Дерево (смешанная техника) Теория: Сочетание цвета и объемных элементов. Соотношение масштабов. Практика: Работа гуашью на формате А3, объемная аппликация. Тема 14. Домик (смешанная техника) Теория: Понятие планов в живописи. Разделение на отдельные планы. Практика: Работа гуашью на формате А3, объемная аппликация. Тема 15. Лисенок (гуашь) Теория: Особенности работы с трафаретами. Практика: Работа гуашью на формате А3. Тема 16. Игра красок (гуашь) Теория: Понятие орнаментальной композиции. Практика: Работа гуашью на формате А3. 8 1.4. Планируемые результаты: Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами работы с гуашью, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков наложения мазка, и самое главное - разовьют умелость рук, мелкую моторику. Обучающиеся должны знать: основные способы смешения цветов; использовать в своей работе тёплые и холодные цвета; Обучаемые должны уметь: правильно определять и изображать цвет; чувствовать и определять холодные и теплые цвета; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности). РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1Календарный учебный график Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом в форме таблицы, представленной ниже. № 1. 2. 3. 4. 5. Дата проведения Наименование разделов и тем Сочный арбуз. (гуашь) Улиточка. (гуашь) Бабочки. (гуашь) Урожай. (гуашь) Божья коровка (гуашь) Кол-во часов всего теория практика Форма аттестации и контроля 1 0,5 0,5 наблюдение 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 9 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Радуга (губка, гуашь) Осенние листья. Сказочная птица. (гуашь) Рыба. Аппликация. Сова (акварель) Пластилиновая поляна. Котик (гуашь) Дерево (смешанная техника) Домик (смешанная техника) Лисенок (гуашь) Игра красок (гуашь) Итого: 16 часов. 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение наблюдение наблюдение 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение наблюдение наблюдение 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение наблюдение 1 0,5 0,5 наблюдение 1 1 0,5 0,5 0,5 наблюдение 0,5 наблюдение Итоговый контроль: выставка детских работ 2.2 Условия реализации программы Кадровое обеспечение программы. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать такими профессиональными и личностными компетенциями: быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей; иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; уметь осуществлять деятельность обучающихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы (набор, организация деятельности, консультирование, контроль, результативность, профориентация); уметь организовывать досуговою деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (посещение кино, театров, музеев, выставок, проведение совместных мероприятий…); 1 0 обеспечивать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания (родительские собрания); уметь осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы (проведение аттестации обучающихся, анализ и корректировка собственной оценочной деятельности); уметь разрабатывать программно-методического обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы (разработка программ, планирование занятий и досуговой деятельности, разработка системы оценки достижения планируемых результатов). Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в отдельном помещении, в котором находится детская мебель: столы, стулья для каждого ребенка; мультимедийное оборудование; мольберт, цветной картон, белый картон, цветная бумага, ватманы, клей, кисти, салфетки цветные, клеенки, салфетки для клея, подставки для кисточек, баночки для клея, фломастеры, цветные карандаши, гуашь. Информационное обеспечение программы: Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др. Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельного подхода в воспитании. Форма аттестации: Форма промежуточной аттестации представлена в виде выполнения творческой работы, тематических выставок в конце каждой темы, участие в конкурсах и фестивалях художественно-прикладного творчества. Форма итоговой аттестации: отчетная выставка, вернисажи. 1 1 Оценочные материалы: (пакет диагностических методик: Критерии оценки уровня теоретической подготовки). Критерии оценки: Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками). Знание основных законов композиции, названия красок. Мышление. Воображение. Оригинальность исполнения. Творческая активность. Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении. 1 2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Учебная литература 1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с. 2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с. 3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с. 4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с. 5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с. 6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с. 7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с. 8. Программа. Основы народного и декоративно - прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественноэстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997, 117с. 9. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.. 10. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги» – М.,Оникс, 2009 г. 11. НевилькоН. «Волшебные салфетки» - Обруч, 2003,№1 12. Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика». Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. Методическая литература 1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984, 209с. 2. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов н/Д, 2000, 351с. 3. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998, 260с. 4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Владос 2003, 194с, ил. 5. Давыдов С.П. Батик. - М.: АСТ-Пресс Книга 2005, 179с, ил. 6. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издво «Радуга», 2000, 154с, ил. 7. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993. 8. Жолобчук А.Я. Подарки из батика – М.: АСТ Сталкер, 2006, 78с, ил. 1 3 9. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. — М.: 2001, 97с. 10. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. 11. Крайнева И.Н. Мир бисера – СПб.: Литера, 1999. 192 с. 12. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005, 307с. 13. Лябик О. Бисероплетение. – М.: ТИД Континент – Пресс, Континенталь- книга, 2007. 64 с - /Уроки мастерства/. 14. Масалова Е.В. «Батик в интерьере». – Ростов н/Д «Феникс», 2005, 183с. 15. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка». – М.: Изд. «Эксмо». 2004.89с. 16. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983, 221с. 17. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративноприкладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980, 170с. 18. Романова Л.А. Магия бисера: Новые идеи для рукодельниц/ Ростов н/Д: Феникс, 2005, 155 с, ил. 19. Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М.: 2000, 87с. 20. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000, 65с, ил. 21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев, 1972. Энциклопедия для детей / под. ред. М. Д. Аксенова. — М.: 2000. — Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. 22. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: Профиздат, 1987, 138с. 23. Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М.: 2000 24. Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М.: 2001