Программа Смотреть и видеть

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название
программы
Автор-составитель
программы, должность
Адрес реализации
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Смотреть и видеть»
Соболева А.В., педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
города Таруса Калужской области
Адрес: 249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Горького,
д.24
Тел. 8(48435)21183

Вид программы
Направленность
Срок реализации
программы
Возраст детей
Название объединения

- по степени авторства: модифицированная
- по уровню сложности – стартовая
художественная
2 года
от 6 до 12 лет
Коробка с карандашами

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Смотреть и
видеть» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования и
ориентирована на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и
культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой
личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной
целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся,
нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная
направленность данной программы включает изобразительное искусство.
Направленность программы - художественная.
Вид программы:
- по степени авторства: модифицированная
- по уровню сложности – стартовая
Язык реализации программы: русский.
Программа разработана на основе требований следующих нормативно-правовых
документов:
1) Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
2) Федерального Закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ « внесении
изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
3) Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
4) Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
5) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2016 № 996-р);
6) «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20»);
7) «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»);
8) «Устава МБОУ ДО «ТДДТ»;

1.1.

Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся,
современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники, культуры,
технологий и социальной сферы.
Современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие
деловых качеств и практических компонентов, культурный потенциал ребенка остается при
этом мало востребованным. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных
путей и средств развития духовной сферы личности ребенка, а воспитание эстетической

культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не
только общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его создании.
Программа актуальна, так как изобразительная деятельность занимает особое место в
развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию
творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической
культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и
навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность
удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами. Программа воплощает современные идеи развития и организации дополнительного
образования: непрерывность, свобода выбора, непрерывность.
Отличительные особенности программы.
Программа «Смотреть и видеть» модифицированная, составлена на основе примерной
программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Программа рассчитана для реализации в учреждениях дополнительного образования
детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области
заключается в том, что ориентирована на применение
широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Адресат
программы
–
учащиеся,
участвующих
в
реализации
данной
общеобразовательной программы в возрасте от 6 до 12 лет. Принципы набора и
формирования групп, соответствие возрасту. В группу первого года обучения принимаются
все желающие дети. Специального отбора не проводится.
В группу второго года обучения принимаются учащиеся прошедшие предыдущий курс,
вновь прибывшие принимаются после специального тестирования и опроса, при наличии
определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения
восполняются на индивидуальных занятиях. Количество учащихся в группах до 15 детей.
Программа спроектирована
с учетом возрастных особенностей учащихся данного
возраста.
Объем программы - Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения.
Продолжительность курса – по 144 часа в каждый год обучения.
Формы обучения Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их
творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа предлагает такие методы обучения, как словесный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, частично-поисковый.
Использование разных видов занятий: как традиционных, так и инновационных. Много
времени по программе отводится пленэрной практике, занятиям, которые проходят на
природе, занятиям - экскурсиям

1.2 Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для творческого развития учащихся в области изобразительного
искусства, для их социализации в будущей жизни.
Задачи
Обучающие:
 расширить знания учащихся об изобразительном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
 развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные
связи между изображаемыми предметами.
Развивающие:
 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
 развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память;
 развивать у детей творческую активность и инициативу;
Воспитательные:
 воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;
 воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к родной природе,
уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
 формировать коммуникативные навыки
и навыки межличностного
сотрудничества в каждом учащимся.

1.3.Содержание программы
Первый год обучения
Цель: Знакомство учащихся с многообразием выразительных средств изобразительного
искусства.
Задачи:
1. Владение техниками и приемами выполнения художественных задач.
2. Развитие фантазии, зрительной памяти, способности отбирать самое характерное, умения
сравнивать и анализировать, ассоциативного мышления;
3. Воспитание интереса и уважения к национальной культуре, знание национального
культурного наследия.
№
1
2
3
4

Название раздела
«Графика. Основы.»
«Живопись. Основы.»
«Композиция. Основы.»
Итого

Всего часов
45
55
44
144

Учебный план
первый год обучения
№

Название раздела, темы

Кол-во часов
всего
теории

практик
и

Формы
аттестации,
контроля

«Графика. Основы.»

45

Занятие – знакомство с курсом
программы.
Линия, штрих, тон. Основы языка
графики.
Ритм, как структурный элемент
графики.
Городской пейзаж.

2

1

1

опрос устный

4

1

3

4

1

3

педагогическое
наблюдение
тест - игра

5

1

4

4

1

3

14

3

11

педагогическое
наблюдение

4

1

3

педагогическое
наблюдение

8.

Рисование с натуры овощей и
фруктов (карандаш)
Рисование с натуры несложных
натюрмортов из 2-х предметов
(разными материалами уголь,
соус, сангина)
Рисование по памяти домашних
животных (материал по выбору
детей)
Наброски фигуры человека

6

1

5

9.

Работа с натуры «Осенние листья»

2

1

1

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

«Живопись. Основы.»

55

10. Занятие – знакомство с новым 2
видом
изобразительного
искусства – живопись.
11. Упражнения
на
развитие 4
воображения.
12. Эскизы контрастных цветов
2

1

1

1

3

1

1

13. «Букет цветов». Рисование по 5
сырой бумаге.
14. «Пейзаж времени суток (утро, 5
день, вечер, ночь)»

1

4

1

4

15. Рисование с натуры овощей и 4
фруктов (гуашь)
16. Рисование с натуры несложного 8
натюрморта из 2-х предметов
(гуашь)
17. Любимая
игрушка 2

1

3

1

7

1

1

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

педагогическое
наблюдение
тест - игра

тест – игра
«Найди
живопись»
тест – игра
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест – игра
«Определи
время суток»
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое

(эмоциональное вовлечение)
18. История и живописный колорит

4

наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

1

3

19. Живописные приемы передачи 4
отражения на примере пейзажа с
рекой
20. Творческое копирование работ 5
известных художников
«Композиция. Основы.»
44

1

3

1

4

педагогическое
наблюдение

21. «Времена года»

5

1

4

22. Аппликация
(возможность
двигать объекты в листе)
23. Цвет в пространстве
24. Составление композиции на темы:
«Солнечный день»,
«Ветер», «Снег», «Дождь»
25. Рисование на темы: «Зимние
прогулки», «Весенние ручейки»,
«Летнее солнышко», «Осенний
листопад»
26. Иллюстрации к сказкам

6

2

4

педагогическое
наблюдение
тест-игра

3
10

2
1

1
4

тест-игра
педагогическое
наблюдение

5

1

4

педагогическое
наблюдение

15

3

12

педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
Первого года обучения
1 раздел «Графика. Основы.»
Теория: знакомство с курсом программы. С понятиями линия, штрих, тон. Знакомство с
различными графическими материалами, способами работы с ними.
Практика: Рисование графических композиций. Драпировка. Рисование по памяти
домашних животных (материал по выбору детей). Рисование с натуры несложного
натюрморта из 2-х предметов (разными материалами уголь, соус, сангина). Наброски с
натуры.
2 раздел «Живопись. Основы.»
Теория: знакомство с особенностями живописи разных техник. Технология рисования по
сырой бумаге акварелью..
Практика: свободное рисование акварелью. Упражнения на развитие воображения.
Технология рисования по сырой бумаге акварелью. Составление композиции на темы:
«Солнечный день», «Ветер», «Снег», «Дождь» Рисование на темы: «Зимние прогулки»,
«Весенние ручейки», «Летнее солнышко», «Осенний листопад»
3 раздел «Композиция. Основы.»

Теория: Правила построения композиции. Рассматривание репродукций известных
пейзажистов. Правила выбора цветовой гаммы для гармоничной композиции.
Инструменты и материалы для построения композиции.
Практика: композиционное построение работы, рисование пейзажа разного времени
года, используя различные материалы: акварель, гуашь.

Второй год обучения
Цель: Продолжить знакомство обучающихся с
выразительными средствами
изобразительного искусства, научить осознанно их использовать.
Задачи:
1. Владение техниками и приемами выполнения (акварель, акварель по-сырому, масло, уголь,
смешанная техника гуаши и пастели, акварели и гуаши, техника раздельного мазка);
2. Развитие умения «видеть», инициативы, самостоятельности, упорства в достижении цели,
самокритичности.
3. Воспитание самостоятельности, умения слушать другого, усидчивости, стремления
добиваться лучших результатов. Умение воспринимать произведения искусства и их
анализировать.
№
1
2
3

Название раздела
«Живопись»
«Графика»
«Композиция»
Итого

Всего часов
60
44
40
144
Учебный план
второй год обучения

№

1.

Название раздела, темы

Кол-во часов
всего
теории

«Живопись»
60
Повторение навыков
5
полученных за первый год

практики

1

4

2

1

1

3.

Урок-упражнение:
Работа с акварелью
Этюды растений с натуры

5

1

3

4.

Этюды овощей

3

1

2

5.

Натюрморты.
Особенности
цветовосприятия

7

2

5

2.

в

Формы
аттестации,
контроля
Тест-игра
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

7.

помещении
Пейзаж.
Особенности
цветовосприятия
открытых пространств.
Портрет. (Эмоции и цвет)

8.

Автопортрет

3

1

2

9.

7

1

6

10.

Интерьер. Цветовые
решения.
Портрет в интерьере

6

1

5

11.

«Моя семья»

5

6

6

12.

«Графика»
Повторение навыков
полученных за первый год

5

1

4

Пейзаж
(имитация офорта)
Работа с натуры

3

1

2

6

1

5

7

1

6

10

3

7

17.

Зарисовки людей в разных
позах
Творческое копирование
работ
известных
художников
Композиция «Африка»

2

1

1

18.

Силуэтная композиция

5

1

4

19.

Монохромный пейзаж

3

1

2

20.

Эскиз костюма

3

1

2

21.

«Композиция»
Повторение навыков
полученных за первый год

5

1

4

2

1

1

10

2

8

3

1

2

7

3

4

6.

13.
14.
15.
16.

22.

23.
24.
25.

Урок-упражнение:
Составление композиций
из нетрадиционных
материалов
Особенности книжной
иллюстрации
Абстрактные понятия
через визуальные образы
Эмоциональные задачи
композиции

10

3

7

педагогическое
наблюдение

7

2

5

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

44
Тест-игра
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

40
Тест-игра
педагогическое
наблюдение
Тест-игра

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

26.

Понятие
«Композиционный центр»

3

1

2

педагогическое
наблюдение

27.

Творческое копирование
работ известных
художников

10

2

8

педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
второй год обучения
1

раздел «Живопись»

Теория: Передача основных пропорций, особенностей строения природных форм.
Правильная последовательность работы над композицией: от набросков – через разработку
выбранного варианта – к окончательному решению. Повторение правил работы с
акварелью, ее возможностями и особенностями. Передача основных пропорций,
тональных и цветовых отношений. Правильное расположение в листе, работа «от общего к
частному». Основы построения композиция на листе, конструктивные построения
отдельных предметов. Передача основных пропорций, цветовых отношений. Понятие
«рефлекс».
Основы выполнения декоративной композиции в сближенной цветовой гамме. Живописные
техники – по выбору учащихся. Передача настроения, состояния природы в пейзаже.
Практика: Работа с натуры акварелью. Развитие навыков работы акварелью: «сочный»
мазок, вливание цвета в цвет. Работа с палитрой.
Изображение людей в разных позах в пейзаже. Передача линейной и воздушной перспективы,
нескольких пространственных планов.
Развитие композиционных и колористических навыков.
Работа над живописным натюрмортом. Взаимовлияние по цвету предметов друг на друга.
Развитие композиционных и колористических навыков. Выполнение декоративной
композиции в сближенной цветовой гамме. Развитие чувства цвета, композиционных
навыков. Выполнение двух пейзажей: «Летний дождик» и «Холодный осенний дождь».
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, аналитического мышления.
2 раздел «Графика»
Теория: Особенности изображения человека в профиль. Сравнение с изображением анфас.
Знакомство с возрастными изменениями человека, в чем они выражаются.
Особенности изображения интерьера. Основы выполнения декоративной композиции
Практика: От схематичной зарисовки, зарисовки отдельных элементов лица – к портрету.
Развитие навыков работы с натурой, глазомера, наблюдательности. Портрет пожилого
человека с передачей внешнего сходства и внутреннего мира. Развитие наблюдательности,
зрительной памяти, навыков изображения человека. Умение передать характер
изображенного, свое отношение к нему. Зарисовка интерьера. Развитие графических навыков.
Совершенствование навыков изображения человека, композиционных навыков. Развитие
зрительной памяти, наблюдательности. Изображение птиц и животных. Развитие
наблюдательности. Выполнение декоративной композиции, где контуры одного животного

являются одновременно и контуром другого. Развитие воображения, зрительной памяти,
усидчивости.
3 раздел «Композиция»
Теория: Изучение пропущенных тем и углубленное изучение отдельных тем по выбору
учащихся. Основы создания многофигурной композиции. Работа в технике раздельного мазка.
Повторение понятия «рефлекс». Выразительные средства графики. Шрифт. Разметка шрифта.
Стилизованные шрифты. Основы работы тушью и пером. Знакомство
с новым
художественным материалом - углем,
особенности работы, достоинства и сложности.
Печатная графика. Гравюра. Знакомство с особенностями новой техники, ее возможностями.
Практика: Индивидуальная работа. Развитие самостоятельности, инициативы. Выполнение
декоративной композиции с совмещением и взаимопроникновением форм (профильного
портрета и изображения в фас) Рисование многофигурной композиции, передающей
праздничную атмосферу карнавала. Совершенствование навыков изображения людей в
разных движениях, композиционных, колористических навыков.
. Выполнение тематической композиции или пейзажа в технике силуэта.
Развитие композиционных навыков, умения отбирать самое характерное и выразительное.
Выполнение штрихового пейзажа. Развитие графических и композиционных навыков, усидчивости.
Выполнение шрифтовой надписи, используя в качестве букв стилизованные изображения
людей в маскарадных костюмах и предметы, ассоциирующиеся с маскарадом. Развитие
воображения, ассоциативного мышления, навыков декоративного рисования.
Выполнение пейзажа в технике отпечатка с пластины, покрытой тушью. Используются все
выразительные средства графики. Развитие графических навыков, композиционных навыков.
Работа тушью и пером. Развитие инициативы, фантазии. Совершенствование графических и
композиционных навыков.
Рисование пейзажа в монохромной гамме. Развитие композиционных навыков, воображения.
Развитие композиционных навыков, воспитание трудолюбия и усидчивости.
Работа в смешанной технике (пастель и гуашь). Ее выразительные возможности. Развитие
композиционных и колористических навыков, навыков работы с натуры.
Выполнение графического натюрморта с натуры. Закрепление ранее полученных умений и
навыков при работе над более сложной постановкой с включением драпировки

1.4. Планируемые результаты программы
Учащиеся 1 года обучения
учащийся должен знать:
 особенности материалов, применяемых в
художественной деятельности;
 разнообразие выразительных средств: цвет,
свет, линия, объем, композиция, ритм;
 творчество художников пейзажистов;
 основы графики;
 правила плоского изображения, развитие
силуэта и формы в пятне;
 особенности материала и техники малых
скульптурных форм.










учащийся должен уметь:
пользоваться графическими материалами и
инструментами;
различать и передавать в рисунке ближние
и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного
орнамента;
выполнять орнамент в круге, овале, в
ленте;
выполнять
декоративные
пластины,
добиваясь рельефного изображения путем
наращивания объема;
лепить
по
заранее подготовленным
эскизам;
передавать
выразительные
формы
реального предмета в лепке с натуры, по
памяти, представлению;
проявлять творчество в создании изделий.

учащиеся 2 года обучения











учащийся должен знать:
вид искусства художественной росписи
по ткани - батик, его историю, виды,
особенности;
монументально-декоративное искусство,
его особенности, его виды;
сведения о линии горизонта, перспективе,
точках зрения, точках схода;
сведения о светотени (свет, тень, полублик,
рефлекс), о зависимости освещенности
предмета от силы и удаленности источника
освещения;
последовательность выполнения рисунка –
начинать рисунок с построения всего
изображаемого предмета, затем переходить
к прорисовке его частностей и заканчивать
уточнением общих очертаний и форм;
понятия: рельеф, барельеф, контррельеф,
круглая многофигурная композиция;
главные отличительные признаки (форма,

учащийся должен уметь:
самостоятельно
выполнять
творческие
проекты;
ориентироваться в мире художественных
профессий;
владеть техниками и приемами выполнения
(сангина и ее сочетание с другими
материалами, многослойная аппликация,
работа тушью заливками с проработкой
пером, батик, коллаж);
передавать в рисунках свет, тень, полутень,
блик, рефлекс, падающую тень;
делиться своими знаниями и опытом с
другими обучающимися, прислушиваться к
их мнению;
пользоваться различной штриховкой (косой,
по форме) для выделения объема, формы
изображаемых предметов;
в тематической композиции сознательно
применять
законы
наблюдательной

пропорции,
колорит,
орнамент,
традиционная
технология
обработки
материала)
изделий
народных
традиционных промыслов России.

перспективы (выбирать высокий и низкий
горизонт), формат и художественные
материалы, наиболее подходящие для
воплощения замысла;
передавать объемную форму предмета
цветом (применять разные приемы работы
по сухой, по сырой бумаге, вливание одного
цвета в другой), пользуясь смешением
красок;
изображать с натуры фигуру человека, а
также животных, птиц; передавать их
пропорции, строение;
выполнять
наброски
и
зарисовки
карандашом, акварелью, черной тушью,
пастелью и др.;
выполнять работа с натуры;
рассматривать
и
проводить
анализ
произведения
искусства
(содержания,
художественной формы), определять его
принадлежность к тому или иному виду или
жанру искусства.

РАЗДЕЛ №2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой
общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы.
Календарный учебный график разрабатывается педагогом в форме таблицы, представленной
ниже. (см. Приложение)
№

Дата
проведения

Наименование
разделов и тем

Кол-во часов

Форма
аттестации и
контроля

2.2 Условия реализации программы
Занятия в изостудии проходят в просторном, светлом помещении с оборудованием,
способствующим сохранению хорошей осанки и предупреждению нарушений зрения.
Оборудование учебного кабинета:

мольберты складные (15 шт.);

магнитная доска
Перечень наглядных пособий:
 гипсы (голова, экорше, трилистники, глаза),
 муляжи фруктов и овощей,
 натюрмортный фонд (посуда, драпировки, геометрические тела)

Кроме комплекта, состоящего из бумаги, кисти, гуаши или акварели, которые каждый
обучающийся приносит с собой и пользуется индивидуально. В кабинете находятся общие
для всех обучающихся материалы и принадлежности: пастель разных видов, масляные
краски, акварель, кисти, карандаши, набор для батика, тушь, перья, уголь.
В кабинете есть справочная литература и дидактические материалы:
пособия по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, по истории искусства,
наборы плакатов, репродукции картин художников, самостоятельно разработанные наглядные
пособия, детские рисунки.
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Проверка качества учебно-воспитательного процесса осуществляется в
разных формах:
 метод педагогического наблюдения,
 просмотр работ учащихся в конце занятия,
 качество выполнения итоговых работ в конце блока занятий,
 проведение выставок работ учащихся,
 участие работ учащихся в конкурсах разного уровня,
 тестирование,
 анкетирование,
 опросы устные и письменные
(произвольная беседа, целенаправленное
собеседование по специально подготовленной программе),
 проведение викторин, кроссвордов (по теории),
 использование разноуровневых заданий,
 выполнение итоговой работы.
2.4. Методическое обеспечение программы
В основе программы лежат идеи педагогики сотрудничества:
 идея исключения методов принуждения,
 идея «трудной цели»,
 идея «крупных блоков»,
 идея соответствия формы ее содержанию,
 идея свободного выбора и др.
Программа составлена таким образом, чтобы в процессе обучения познакомить детей с
основами композиции и цветоведения, перспективы и анатомии, разными графическими и
живописными техниками и материалами. Отбор и последовательность предъявления
учебного материала осуществляется таким образом, чтобы дать детям необходимые
знания в форме доступной и интересной, по принципу «от простого к сложному»,
«от знакомого к незнакомому».
Занятия объединены в блоки и связаны между собой по содержанию и поставленным
задачам. Ребенок «погружается» в тему для более успешного ее освоения. В свою очередь
отдельные блоки связаны между собой общей темой года. Обучение осуществляется «по
спирали», то есть, изучая новую тему, обучающийся возвращается к ней через некоторое
время, но уже на новом витке сложности, углубляя и расширяя полученные ранее знания.
Это также дает возможность повторить и закрепить ранее пройденное. В этих условиях
организация обучающего процесса, когда задания для групп разного года обучения обычно

связаны по тематике, но отличаются по содержанию и степени сложности, наиболее
рациональна.
Формы организации учебного процесса
По месту проведения:
 занятия в студии - преобладающая,
 экскурсии (на природу, в музей, на выставки),
 домашняя работа(по желанию ребенка),
 работа на пленэре (во время летней практики).
По содержанию:
 изучение нового материала,
 совершенствование знаний, умений, навыков,
 обобщения и систематизации,
 комбинированный,
 контроля.
По способу работы: фронтальная, групповая, индивидуальная форма.
Методы обучения, применяемые при реализации программы
По источнику получения знаний:
 словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
 наглядные:
метод
иллюстраций
(показ
плакатов,
таблиц,
репродукций,
зарисовок на доске),
метод демонстраций (компьютерные презентации, видеофильмов);
 практические.
По характеру познавательной деятельности учащихся:
 объяснительно-иллюстративный,
 репродуктивный,
 поисковый (эвристический),
 метод проектов.
Формирование мотивации
Чтобы учение развивало, надо, чтобы ребенок сам включался в активную деятельность,
а для этого необходимо формировать мотивации.
«Мощный побудитель активности личности – познавательный интерес» (Г.И. Щукина).
Он позволяет сделать процесс обучения привлекательным, определяет поисковый характер
деятельности, активизирует мышление, заставляет работать увлеченно. Компонентами,
стимулирующими интерес, являются наглядные средства обучения, ТСО. Важный фактор постоянное обновление содержания, способов, форм работы. Важнейший стимул интереса
к учению – и фактор значимости приобретаемых знаний, умений, возможность их
практического применения в будущем.
Занимательность – один из основных способов развития познавательного интереса, ведь
чувство удивления – начало всякого познания, творческого отношения к миру. Новизна,
необычность, неожиданность – все эти элементы занимательности – обостряют
эмоционально-мыслительные процессы, заставляют пристально всмотреться, вспоминать,
сравнивать. Но пока побуждение к деятельности исходит только от педагога, интерес
может колебаться и даже угасать. Важно, чтобы ребенок из объекта обучающих

воздействий превратился в субъект деятельности. Тогда активизируются мыслительные
процессы, воображение, знания и прежний опыт, апробируются разные варианты решения,
появляется возможность самостоятельных открытий. А деятельность, приносящая
удовлетворение, - сильнейший побудитель интереса. Такая деятельность приобретает
личностную значимость.
В формировании мотиваций очень значительна роль эмоций. Эмоции и зависят от
деятельности, и оказывают на нее влияние. Ребенок должен получать положительные
эмоции и от посещения студии, и от общения с товарищами, и от самого процесса труда,
овладения новыми знаниями. И хотя отрицательные эмоции в виде неудовлетворенности,
сложностей при преодолении трудностей, конечно, неизбежны, но преобладающими
должны стать положительные эмоции. Для этого используются различные способы и
приемы.

Список литературы
Буйлова Л.Н.Технология разработки и оценка качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. М.
Педагогическое сообщество, 2015
2 Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от
замысла до реализации. М. Педагогическое сообщество, 2016
3 Вигнер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М. Владос, 2005
4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования: Учебное пособие для вузов.
Издательство: Академия, 2004
5 Ильина Т.В. От техники к образу. С-Пб., 2006
6 Концепция о правах ребёнка;
7
«О концепции художественного образования РФ» 2001 г.;
8 Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество /
9 Устав МКУДО «Центр дополнительного образования детей» Искитимского района
Новосибирской области, 2016
10 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Текст с последними
изменениями и дополнениями на 2016 год. Москва. Эксмо, 2016
11 Казиева М. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. - М.: Белый город, 2008
12 Лаврова С. Славянские сказания. - М.: Белый город, 2008
13 Мажиева М. Праздники на Руси. - М.: Белый город, 2008
14 Великие художники. Серия альбомов №1 - №23. - М.: Комсомольская правда, 2009
Рафаэль, Айвазовский, Леонардо да Винчи, Клод Моне, Куинджи, Боттичелли, Рубенс, Гоген, Шишкин,
Веласкес, Серов, Караваджо, Крамской, ренуар, Левитан, Рэмбрант, Петров, Тициан, Ван Гог, Репин,
Саврасов.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».