Программа ЮИД 2023

Программа «ЮИД»
Комплекс основных характеристик программы
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы. В момент возникновения дорожно транспортной ситуации,
самый нужный человек — это инспектор. Без инспекторов ДПС не существует ни одно
государство, ни один город, ни один населенный пункт. В программу включено изучение
правил дорожной безопасности и методов организации обучающихся в отряды юных
инспекторов движения.
Дорожная безопасность среди обучающихся занимает одно из важных мест в учебновоспитательном процессе. Среди помощников инспекторов дорожной службы важное
место занимают дружины юных инспекторов движения. Реализация программы поможет
обучающимся стать юными инспекторами – быть готовыми прийти на помощь в случае
ДТП, принять участие в улучшении окружающей жизни людей.

Повышение защищенности от ДТП и их последствий несовершеннолетних (как
наиболее уязвимых участников дорожного движения) является одним из основных
направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения (далее —
БДД) в Российской Федерации на 2018‒2024 годы (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р).
Стратегия

является

основой

для

формирования

и

реализации

государственной политики в области БДД на федеральном, региональном,
муниципальном

и

межотраслевом

уровнях.

В

ее

развитие

принят

ряд

стратегических документов, в числе которых федеральный проект «Безопасность
дорожного движения» (далее — федеральный проект), паспорт которого утвержден
протоколом проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и
качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г. № 4. Одна из задач
федерального проекта — это совершенствование обучения детей основам ПДД и
привитие им навыков безопасного поведения на дорогах. Для решения этой задачи
запланировано

создание

условий

для

вовлечения

детей

и

молодежи

в

профилактическую работу, в том числе через отряды юных инспекторов
движения».1
1

Концепция информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям
навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных
инспекторов движения.

2

Таким

образом,

предлагаемая

программа

обеспечивает

решение

поставленной задачи Стратегии безопасности дорожного движения.
Новизна программы в том, что обучение по данной программе проходит в
образовательной организации, с использованием новейшего учебно-методического
оборудования. Педагог выполняет роль наставника. Главным направлением в борьбе
с дорожно-транспортом травматизме является её профилактика. Основным направлением
в программе является обучение умениям и навыкам обучающихся организационной
работы по профилактике ДТТ и знакомство с разъяснительными формами профилактики
правонарушений.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками
ГИБДД. Так как процесс обучения в дополнительном образовании носит больше
неформальный характер, то привлечен для совместного обучения разновозрастный
состав 1-5 класс учащихся, что позволяет не только педагогу, но и старшим детям
делиться своим опытом и помогать товарищам, максимально полно использовать
весь комплект оборудования, в том числе велосипеды, 2 детских и 4 подростковых,
шлемы и комплекты для безопасной езды на велосипеде для иллюстрации
конкретной дорожной ситуации. Программа обеспечивает непрерывное общее
развитие несовершеннолетнего участника движения ЮИД в соответствии с
обозначенными в Концепции проекта категориями («Юный инспектор движения»,
«Лидер

ЮИД»),

раннюю

профориентацию.

Программа

также

позволяет

подготовить команду обучающихся к участию во Всероссийском конкурсе юных
инспекторов движения «Безопасное колесо».
Цель программы:
Создание условий для формирования у дет е й устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах. Вовлечь учащихся 7-12 лет в деятельность по

профилактике детского дорожного травматизма через образовательную,
агитационную и пропагандистскую работу детского объединения ЮИД.
Задачи:
Обучающие:
Обучить детей правилам дорожного движения.
3

Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания
Развивающие:
Прививать культуру безопасного поведения на дорогах.
Развитие творческих способностей школьников.
Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Воспитательные:
Формировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения.
Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации..

Программа рассчитана на обучение детей 7-11 лет.
Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном классе,
оснащенном соответствующем оборудованием.
Уровень освоения программы – базовый.
Режим проведения занятий - один раз в неделю.
Форма занятий - интерактивное занятие, практическое занятие.
На реализацию программы отводится 36 часов. Занятия проводятся по 1
часу. Отряд ЮИД состоит из учащихся 1-5 классов. Работа проводится в форме
теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по
принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и
практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Для достижения поставленных целей и задач программы рекомендуется
использование следующих образовательных технологий:
 технология развивающего обучения;
 технология исследовательского обучения;
 игровые технологии;
Принципы реализации программы:
 комплексная обучающая деятельность по всем основным темам дорожной
безопасности;
 вовлечение каждого ребёнка в активную работу на каждом занятии по
программе;

4

 учёт

возрастных особенностей

детей

при

подаче всех обучающих

материалов;
 сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
 связь теории с практическими занятиями.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По

окончании

изучения

программы

обучающимися

должны

быть

достигнуты:
предметные результаты:
 знание,

понимание

следующих

тем

«Пешеходы»,

«Пассажиры»,

«Двухколесный транспорт», «Водители», «Первая помощь» в соответствии с
возрастной категорией;
 усвоение навыков фигурного вождения велосипеда
личностные результаты:
 понимание

и

осознание

ценности

собственной

и

общественной

безопасности;
 положительное формирование образа «идеальный пешеход, идеальный
пассажир, идеальный водитель» и самоидентификация с ним;
 усвоение основных навыков индивидуального и коллективного безопасного
поведения на дороге;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности каждого человека за общую безопасность;
 осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;
метапредметные результаты:
 понимание и предвидение потенциально опасных ситуаций, угрожающих
жизни и здоровью людей;
 умение устанавливать причинно-следственные связи совершенных ошибок и
неотвратимости последствий.
 сформированные задатки правового мышления;
 умение общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образовательной, пропагандистской и повседневной деятельности;

5

 умение осуществлять самоконтроль и самооценку результата деятельности,
контроль, взаимоконтроль и взаимооценку действиям сверстников в
процессе обучения.
Формы контроля: промежуточный, итоговый.
Методы контроля: устный опрос, предварительный опрос на знание основных
правил дорожного движения и итоговый опрос после прохождения курса,
анализ практических действий в процессе прохождения курса.
Форма подведения итогов реализации программы: тест, итоговое занятие в
форме

соревнования

между

группами

учащихся,

в

форме

отчетного

театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на
дорогах и улицах, защиты проекта, соревнование.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п
1

Название темы
Вводная.
ЮИД»

«Что

Кол-во часов
Формы
всего теория практика аттестации
такое
Опрос, игра по
8
4
4
станциям.

Законы улиц и дорог

2

«Безопасные
маршруты»

6

3

3

3

ПДД. Дорожные знаки.

6

4

2

4

Первая помощь
6

2

4

6

1

5

2

1

1

2

1

1

5
Фигурное вождение
велосипеда.
6

8

Обязанности
пассажиров
«Мы пешеходы», «Мы
пассажиры»,
«Мы водители»
Промежуточная и
итоговая аттестации
ИТОГО

36

16

Опрос, экскурсия.
Тесты. Устный
опрос
Моделирование
дорожных
ситуаций
Соревнования по
фигурному
вождению
велосипеда
Опрос, творческие
работы.

Участие в
конкурсе,
тестирование

20

6

Содержание учебно-тематического плана
36 часов обучения
Тема 1. Вводная. «Что такое ЮИД» Законы улиц и дорог
Теория. Развитие детского движения ЮИД в России. Цели и задачи отряда ЮИД
второго года обучения.
Практика. Опрос, игра по станциям «Будь внимательным на дорогах!»
Тема 2. Безопасные маршруты.
Теория. Изучаем карты дорог, уточняем наличие дородной разметки и дорожных
знаков, рисуем карту
Практика. Экскурсия по заданному маршруту.
Тема 3. ПДД. Дорожные знаки.
Теория. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков.
Установка дорожных знаков вдоль дороги и опознавательных на транспортные
средства. Дорожные ситуации в картинках, на макете, в словах. Разбор и причины
ДТП. Использование кино, сказок, рассказов, пословиц и поговорок в изучении
ПДД.
Практика. Решение тестов по теме, настольная игра - расстановка автотранспорта
и пешеходов на макете. Работа с литературой: подбор пословиц и поговорок со
словами дорога, транспорт, движение.
Тема 4. Первая помощь.
Теория. Ожоги, обморожения. Виды кровотечений. Переломы. Транспортировка
пострадавших. Встреча с медицинскими работниками. Понятия: «ДТП», «первая
помощь», «сердечно-лёгочная реанимация», «искусственное дыхание». Первая
помощь и ее предназначение.
Практика. Правила оказания первой помощи. Аптечка и ее содержимое. Вызов
специальных служб. Проведение сердечно-легочной реанимации. Кровотечение и
его остановка. Действия при тепловом ударе, при обморожении. Демонстрация
оказания первой помощи. Отработка алгоритма оказания первой помощи под
контролем

преподавателя.

Решение

жизненных

ситуаций.

Моделирование

дорожных ситуаций.
Тема 5. Фигурное вождение велосипеда.
7

Практика. Изучение схемы расположения препятствий. Изучение препятствий: змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета; - рельсы «Желоб»; - ворота
с подвижными стойками. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде по
подгруппам по 3-4 обучающихся в каждой, в соответствии с возрастными
особенностями детей. Наличие 4-х подростковых и 2-х детских велосипедов
позволяют

одновременно

заниматься

отработкой

разных

упражнений,

с

последующей сменой участников. В одновозрастной группе с использованием
только 4-х подростковых или 2-х детских велосипедов, так и использование
подростковых и детских велосипедов одновременно в разновозрастных группах.
Тема 6. Обязанности пешеходов и пассажиров. «Мы пешеходы», «Мы
пассажиры», «Мы водители».
Теория. Изучение и разъяснение общих правил участников дорожного движения.
Практика. Конкурс рисунков и поделок «Участники дорожного движения.»
Тема 7. Промежуточная аттестация. Промежуточная и итоговая аттестации
проводится в форме соревнования между обучающимися (в соответствии с
возрастными особенностями детей: по подгруппам: младшая - для детей 7-9 лет,
средняя – для детей 10-11 лет).
Условия реализации программы
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач
требуется:
1. Информационно-методическое сопровождение программы.
2. Внедрение в практику работу личностно - ориентированного подхода.
3. Внедрение в практику технологий мотивирующего оценивания.
4. Умелое использование педагогами наиболее эффективных форм работы по
развитию личности обучаемых.
5. Творческое отношение к образовательному процессу.
Основными

принципами

в

части

организации

образовательной

и

воспитательной деятельности являются:
«принцип непрерывного общего и профессионального развития личности»
является основополагающим.
овладеть

не

только

общечеловеческой

Обеспечивает возможность

базовыми

культурой.

профессиональными

Предполагает

каждому ребенку
знаниями,

обеспечение

но

и

индивидуальной
8

траектории

развития

каждого

члена

движения

ЮИД,

с

учетом

его

психофизиологических и возрастных особенностей, сотрудничество наставника и
несовершеннолетнего, способствующее самореализации и гармоничному развитию
личности. Реализация этого принципа позволяет несовершеннолетним (участникам
движения ЮИД) получить представление об «образе мира транспорта», ценностносмысловой ориентации и нравственном основании личностного морального
выбора. Формирует учебнопознавательную мотивацию, которая направлена на
формирование нравственной оценки своих поступков, поступков окружающих
участников дорожного движения. Показывая взаимоотношения человека с
дорожной средой, обществом, программа развивает этические чувства — стыда,
вины, совести как регулятора морального поведения. Данный подход также
обеспечивает непрерывное общее развитие несовершеннолетнего участника
движения ЮИД в соответствии с обозначенными в Концепции проекта
категориями («Юный инспектор движения», «Лидер ЮИД», а в дальнейшем
«Волонтер

ЮИД»,

«Наставник

ЮИД»,

«Профессия

ЮИД»),

раннюю

профориентацию. При этом, учитывая особенности развития детей, обеспечивается
гармоничное развитие личности в определенном возрастном периоде, поскольку
оно ориентировано на «зону ближайшего развития»;
«принцип природосообразности воспитания» заключается в том, что ведущим
звеном любого воспитательного взаимодействия выступает обучаемый с его
конкретными особенностями и уровнем развития. Современная трактовка
принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно
основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных
процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека,
воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него
ответственность за развитие самого себя;
«принцип

культуросообразности

воспитания»

предполагает

максимальное

использование в воспитательном процессе культуры той среды, в которой
находится

конкретная

образовательная

организация.

Принцип

определяет

отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается
ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как участником этой
культурной среды. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания
9

должны составлять

общечеловеческие, общенациональные и

региональные

ценности культуры, а отношение к ученику должно определяться, исходя из
понимания его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному
выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и самореализации своих
творческих задатков и способностей;
«принцип

социального

воспитания»,

позволяющий

создать

комфортное,

современное, технологичное пространство, позволяющее несовершеннолетнему
активно включаться в деятельность в соответствии с целями, задачами,
принципами и общей миссией движения ЮИД, формировать личную социальную
ответственность, социальную активность.
Материально-техническое обеспечение программы
Для

реализации

программы

информационно-образовательной

требуются

помещения

деятельности

с

детьми

для

организации

и

специальное

оборудование:
 кабинет для занятий вместимостью не менее 15 чел.;
 асфальтированная площадка.
Важную

роль

играет

специально

оборудованный

кабинет

и

наличие

разнообразного Информационного обеспечения
 презентации по темам «Пешеходы», «Пассажиры», «Двухколесный
транспорт», «Водители», «Первая помощь»;
 программа симулятор вождения «Car_City_Driving»;
 видеоролик «Защита детского кресла»;
 видеоролик с демонстрацией в замедленном режиме салона машины «в
разрезе» в момент резкого торможения;
 видеоролик с демонстрацией дорожной обстановки из ветрового стекла
автомобиля с отражением в салонном зеркале;
 фильм: ошибки пешеходов и водителей на переходе;
 фильм с примерами ДТП (краш тесты);
 фильм «Дорожная ситуация вид из окна».
Оценочные материалы
Тесты по ПДД https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/pddtest
Тестирование знаний ПДД https://pdd-russia.com/pdd-online/ekzamen.html
10

Тесты ГИБДД: https://xn----8sbkahkuskl1n.com/
Методические материалы
Методика

проведения

информационно-просветительских

мероприятий

по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (прилагается)
Оценочные материалы
Тесты по ПДД https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/pddtest
Тестирование знаний ПДД https://pdd-russia.com/pdd-online/ekzamen.html
Тесты ГИБДД: https://xn----8sbkahkuskl1n.com/
Методические материалы
Методика

проведения

информационно-просветительских

мероприятий

по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Список используемой литературы
Основная
1. Правила дорожного движения РФ 2017 http://avto-russia.ru/pdd/pdd_rf.html
2. Кодекс

административных

правонарушений

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
3. Методика проведения информационно-просветительских мероприятий по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Концепция информационно-пропагандистского проекта по организации

4.

работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и
вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения. – Москва,
2019.
5. Уроки безопасности (сборник методических разработок) / Н.С. Павлюшина. –
Калуга. ГБУ ДО КО «ОЦДОД им. Ю.А. Гагарина», 2017.
6.

Материалы для преподавателей (инструкторов) первой помощи Всё о первой

помощи | Партнерство профессионалов первой помощи (allfirstaid.ru)
Дополнительная
1. А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб:
Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»
2012. 201с.

11

2. Добрая

дорога

детства

[Электронный

ресурс]:

интернет

портал//

https://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/
3. Дорожные уроки тетушки Совы https://youtu.be/FKJnIyMug_Y (все серии)
4. «По дороге со Смешариками» https://youtu.be/EDV9mFtYl2M
5. Детский

развивающий

мультфильм

знаки

«Дорожные

для

детей»

https://youtu.be/KeEyUiwVlJ8
6. Мультфильм

«Правила

дорожного

движения

детям»

Правила

движения

https://youtu.be/D0MrdKuTvpA
7. Мультфильмы

2013

Озорная

Семейка

-

https://youtu.be/Ovhc4FU_7sE
8. Видеоурок от

портала

«Инфоурок»

«Опасности,

которые могут

Вам

встретиться по дороге в школу» https://youtu.be/F16Dm3bf-SY
9. Видеоурок по ПДД ГИБДД https://youtu.be/fwXXBDdd9p8
10. Торопыжка и ПДД http://viki.rdf.ru/item/1112/download/

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».